Б) Музыка

Кризис ренессансного гуманизма и новая концепция личности. Секуляризация искусства. Музыка в системе искусств. Новая музыкальная практика и новая концепция творчества (отказ от cantus prius factus). Жанровая система. Роль бытовой, оперной, лютневой музыки. Переход к мажоро-минорной системе классического типа. О своеобразии переходного периода.

Музыкальная мысль в Италии. Италия как колыбель нового музыкального стиля (stilo nuovo). Деятельность флорентийской камераты (Д.Барди, Д.Меи, Дж.Каччини, Дж.Дони, Я.Пери и др.). Эстетические идеалы камераты. Монодия с сопровождением как идеал античности; защита драматического стиля в мадригале и опере; мелодия как выражение чувства; древнегреческая трагедия как эталон истинного искусства; требование синтеза искусств (Марко да Гальяно, К.Монтеверди).

Полемика вокруг сущности нового искусства. Старые нормы теории и требования выразительной декламации (Каччини), «неправильных красот» (Гальяно), stilo concitato (Монтеверди). Эфремо против Гальяно, Артузи против Монтеверди. Prima prattica и seconda prattica в музыке. Гуманистическая основа сюжета, правдивая передача чувств, выразительность мелодии, признание за человеческими страстями главных признаков проявления души как основные требования передового искусства. О трех стилях в музыке: (возбужденном, умеренном и мягком).

Дж.Дони (1594-1647) как главный пропагандист идеи stilo nuovo: «Трактат о сценической музыке» (1635-1639). Проблемы истории музыки в трудах Дж.Дони: выделение трех эпох в истории искусства. Отрицательное отношение к полифонической музыке..

В.Джустиниани и его работа «Discorso sopra la musica desuoi tempi» (1628). Проблемы исполнительского искусства, различные манеры пения, отношение к инструментально музыке. Г.Галилей о предпочтении «чистой» музыки перед оперной. Дж.А.Бонтемпи (1624-1705) и его «Historia musica» (1695).

Музыкальная мысль во Франции. Р.Декарт (1596-1650) и его трактат «Compendium musices» (1618, издан в 1650 г.). Место Декарта во французской философии и науке I половины XVII века. Научные и философские воззрения Декарта. Декарт и музыка. «Compendium musices»: обзор основной проблематики работы. Средневековая традиция компендиев музыки как научной и учебной литературы. Эстетические основы музыки у Декарта. Временная и звуковысотная организация. Лады. Правила композиции. Значение трактата для последующего развития французской теории музыки.

М.Мерсенн (1588-1648) как теоретик музыки. «Harmonie universelle» и другие труды Мерсенна. Влияние теологии и естествознания на научную методологию Мерсенна. Связь музыки с другими науками.Преобладание теории над практикой. Развитие древней традиции мировой гармонии. О значении музыки в формировании религиозного чувства. Гармония мира (космоса) и гармония общества. Музыкальная гармония как приятное для слуха слияние голосов. Музыка и число. Мистика чисел и идея совершенства консонансов в теории Мерсенна. Отношение к диссонансу как к беспорядку, вносимому страстями и излишествами (связь с идеями Дж.Царлино). Зачатки науки инструментоведения у Мерсенна. Ладовая система. Влияние мажора и минора на трактовку ладов. Обоснование обертонового звукоряда. Учение о композиции у Мерсенна.

Музыкальная мысль в Германии на рубеже XVI-XVII веков. И.Бурмейстер («Musica poetica», 1606), С.Кальвизий («Exercitationes musicae duae», 1600). М.Преториус (1571-1621) и его трактат «Syntagma musicum» (1615-1619). Вопросы истории музыки у Преториуса. Периодизация истории музыки. Описание инструментов, особенностей исполнительской практики. Сведение об истории и теории жанров, способах нотации. Составление толкового словаря музыкальных терминов (традиция словаря И.Тинкториса). Художественные предпочтения М.Преториуса: новые жанры хоровых концертов, мадригал, ария, инструментальная импровизация.

Трактат А.Кирхера (1602-1680) «Musurgia universalis» (1650) о музыкальном искусстве. Трактовка музыки как универсальной гармонии. Исторический (исторические сведения, начиная с музыки древних евреев), арифметический (учение об интервалах), органический (инструментарий), критической и магической подходы к музыке. Консонанс и диссонанс у А.Кирхера. Учение о композиции. «Механический» способ сочинения музыки.

Первая немецкая история музыки В.К.Принтца («Historische Beschreibung der edelen Sing- und Kling-Kunst…» (1690). Компилятивный характер труда. Историческая проблематика работы Принтца, значение труда для последующих изысканий в области истории музыки. Появление жанра музыкального романа. И.Кунау (1660-1722) и его роман «Der musicalische Quak-Salber» (1700).