Экономический взгляды Аристотеля.

 

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитиепроизводительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить безрабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководитьхозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматьсяфизическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридическисвободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они незнают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов исвободных объявляется вполне естественным. Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерностьв развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, бытьсвободным от физического труда, принимать активное участие вгосударственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так,чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних теломощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободныеже люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ,зато они пригодны для политической жизни». Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличениясоставляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения»,поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способныдолго и усердно трудиться. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихсяисследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место вего трудах занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Онисследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли,превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующейобразованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость,«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит фактобщественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловленоестественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизнипредметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользованиекаждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуютсяпо его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотельприводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать наноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое»[3]. И в том и вдругом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и состальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Ондоказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами посебе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силунеобходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги»[4].Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещивыражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг сдругом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал,что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражениестоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости,основа обмена. Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, которыйпреследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых дляжизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную наобогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её«хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главнаяцель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля посвоей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обменраспространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов ипокупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меноваяторговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретениемденег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, апоследняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистикапостроена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики ихрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первыйсмог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, иденьгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, нонеобходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первойнеобходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не можетбыть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками,достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силунеобходимости и государство не может обойтись без неё, в то же времянедопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, ноне абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам,

что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для

свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии

и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить

"средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних

распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя),

нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель

земледельца - прикован к своему участку, всегда занят

хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит

на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется

на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и

ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических

связей и разделения труда.

6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит

удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель

справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции.

"Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и

обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу,

потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же

является основой равенства товаров. Признается влияние редкости

"блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое

имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему

происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по

соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей

на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость

появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению

последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают

товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения

между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему

общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность

людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял

ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная

хозяйственная деятельность, связанная с производством

необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности -

разумное личное потребление человека. Хрематистика же является

искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние,

поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не

бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь

оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все,

занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои

капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие

хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен,

чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

 

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах

главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал

довольно полную характеристику денег.