Глава шестая

1 Кратил (конец V в. до н. э.) – ученик Гераклита, учитель Платона. Его именем назван один из диалогов Платона.

2 Эйдосами (или “идеями”) Платон называл вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей (их роды и виды), запредельные по отношению к преходящим и изменяющимся чувственно воспринимаемым предметам, которые существуют через “причастность” этим своим прообразам. В настоящем издании eidos переводится как “эйдос”, когда речь идет об “идеях” Платона, как “форма”, когда говорится о материи и форме, и как “вид”, когда eidos рассматривается наряду с родом и индивидом.

3 Одноименные с эйдосами вещи – это чувственно воспринимаемые предметы, разделяющие название и суть бытия объемлющих их родов и видов.

4 В учении Платона большое и малое – неоформленное пространство, выступающее в качестве материальной “сопричины” существования телес­ного мира.

5 Диалектика, согласно Платону,– это высшая наука о сущем, искусство побуждать к исследованию посредством указания противоречий в обычных мнениях о вещах и в то же время метод постижения истины. Этот метод предполагает, с одной стороны, обнаружение в многообразном общего и единого, восхождение от первоначальных предположений к их умопостигаемым основаниям, вплоть до наивысшего – блага, а с другой – нисхождение к исходным предположениям через деление родов на виды – вплоть до “неделимого”.

6 Речь, по-видимому, идет о непроизводных математических числах.

7 По представлениям Платона и Аристотеля, мужское начало – формообразующий принцип, а женское – материальный.