Зарождение расовых теорий.

 

 

Начиная говорить о расизме, большинство авторов указывают, что откровенно расистские концепции, делавшие вывод о пра­ве на власть предпочитаемой расы, появились в конце XVIII в.

Расизм — совокупность антинаучных учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас. Все виды расистской идеологии содержат положения о решающей роли расовых отличий в развитии человеческого общества и наличии «высших» и «низших» рас.

К сожалению, для истории че­ловечества характерны и расизм, и этноцентризм. Этноцентризм — восприятие своего народа как наилучше­го, эталонного, то есть склонность людей восприни­мать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона. Поэтому мысли о «природной неполноценности» отдельных групп человечества зародились еще на ранних этапах рабовладельческого строя. Тесно связанные с идеями социального неравенства людей, они служили идеологическим оправданиям угнетения соседних племен и народов – основного источника рабского труда.

Еще древнегреческий историк Фукидид в V ст. до н. э. сообщал, что персы считают себя самым лучшим на свете народом, а относи­тельно других народов полагают, что они, чем дальше живут от Персии, тем хуже. Называли их варварами и потенциальными рабами. Такие же взгляды отстаивал в своем философском трактате «Политика» Аристотель, утверждая, что варвар самой природой создан для тяжелого подневольного труда. Поэтому советовал Александру Македонскому заботиться о греках, как о своих близких, а на варваров смотреть, как на зверей.

Такие же взгляды возникали не только в европейских странах. Так, китайский историк Бань Гу в І ст. до н. э. писал, что варвары имеют лица и сердца диких зверей, другие обычаи и привычки, разговаривают на непонятном языке, поэтому мудрый правитель относится к ним, как к варварам и диким животным. Эти представления часто лежали в основе кровавых политических акций. Так, в середине в ІV ст. на севере Китая возникает несколько государственных образований во главе с чужеземцами. Одним из них был правитель Джао, по утверждению хроник, выходец из Западного края, населенного людьми с европейскими чертами: «высокие носы, глубоко посаженные глаза, густые бороды». Во время восстания против чужеземцев были полностью уничтожены все, кто чертами лица отличался от китайцев. Этот взрыв расовой ненависти поразил даже летописцев Китая.

В эпоху позднего средневековья испанские конкистадоры и теологи для «теоретического» и морального обоснования колониальных захватов и массового уничтожения индейцев Америки использовали точку зрения античных мыслителей на варваров как на существ более низкого сорта. Доказательства «законности» угнетения коренного населения Американского континента сформулировал во время религиозных диспутов 1550 - 1551 гг. богослов Х. Гинее де Сельпуведа, он утверждал: «Индейцы такой же мерой отличаются от испанцев, как жестокие существа отличаются от добрых, или обезьяны от людей».

Бурное развитие капитализма повлекло за собой создание целой цепи псевдонаучных теорий о делении человечества на «высшие» и «низшие» расы. Стремясь оправдать работорговлю и рабство, буржуазные идеологи активно отстаивали точку зрения о «биологической неполноценности» «желтых» азиатских, «красных» американских и «черных» африканских народов. Ещё в XVI—XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.

Так в Англии, которая была одной из колониальных держав мира, был опубликован трактат Т. Томпсона «Как торговля черными рабами согласуется с принципами гуманности и религиозного прозрения» (1772 г.), в котором «законность» рабства была обоснована ссылкой на Святое Письмо. В 1799 году британский врач Ч. Вайт опубликовал специальный труд, в котором шла речь о физических и умственных преимуществах европейцев над народами других континентов.

Откровенно расистские концепции, делавшие вывод о пра­ве на власть европейской расы, появились в конце XVIII в. Особенно популярны они были в Америке, так как обосновывали рабство тем, что негры - это низшая раса, поэтому они не способны жить без постоянной опеки.

Впервые африканские невольники были завезены в британскую Виржинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн. семей, живших в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна.

В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д.