Билет №17

1. Символический и материально-денотативный уровни культуры. Семиотический статус вещи

Культура задается противопоставлением двух основных ее подсистем: «нормативно-семиотической» и «материально-денотативной».

На первом уровне возникают образы, отражение материальной действительности. Он позволяет нам переводить в идеальное состояние все, что мы познаем. Второй уровень – уровень денотатов. То что переведено из понятия в вещь, это денотат.

 

Два процесса протекают одновременно: процесс опредмечивания (написание книги) и распредмечвания (прочтение книги). В каждый предмет мы вкладываем смысл, значение. Мы даем ему имя. На первом уровне Солнце это химическая формула, Бог. На втором - то что дает свет, тепло.

Нормативно-семиотическая (наверное это и есть символическая) - знаки, языки, представления, обеспечивающие основные процессы функционирования в культуре.

Материально-денотативная подсистема - это все то, что, с одной стороны, обладает самостоятельным бытием (природно-космическим, биологическим, духовным), а с другой - осмыслено, означено, представлено и нормировано.

Семиотический статус вещи

Вещь – что можно наделить смыслом, сделанное человеком

-абсолютная вечность

-символизм (связь вещи с символом)

Вещи: уталитарная и символическая (символ – результат совпадений)

Специфика знаковых свойств бытовых предметов определяется их промежуточным положением между миром утилитарным и миром символическим. Именно от соотношения этих свойств зависит семиотический статус вещи. Высокий статус, связанный со способностью передавать значения, вещь приобретает в случае становления частью определенной знаковой системы. Примером таких форм символизации вещи служат ритуал и элементы этикета.

При этом в разных культурах доминирующее значение приобретают различные знаковые системы, которые способны изменять семиотический статус вещных объектов. В традиционной культуре — это ритуал, а в современном обществе – показное потребление и реклама.

Семиотический статус вещей отражает конкретное соотношение “знаковости” и “вещности” и соответственно символических и утилитарных функций. Для вещей, составляющих жизненную среду человека, он колеблется в широком диапазоне, от минимальной выраженности знаковых свойств, когда семиотический статус вещи стремится к нулю, до “чистых знаков” – с максимальным семиотическим статусом».

Символ – идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования.

Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)

Опредмечивание и распредмечивание..

Вещь существует объективно. Т.е. она существует, даже когда мы о ней не думаем.

Мы создаем вещи, но в дальнейшем они существуют вне нашего сознания.

Вещи связаны с определенными ценностями, потребностями. Мы сами придаем им значения, цену.

Тофлер: «Шок будущего». Слишком много вещей.

Современная проблема: Вещь утрачивает свои функции по отношению к человеку.

Она может быть утилитарный, т.е у нее есть семиотический статус вещи – в веще существует абсолютная личность и абсолютный символизм. Вещь может предельно прагматической. Т.е. в ней может присутствовать только ее вещность. Но мы можем рассмотреть в ней конкретный символический смысл. Например, сигарета, пластиковый стаканчик – символ современного грязного мира. Например, Эппл: яблоко – символ знания; только они могут дать нам прикоснуться к познанию.

Пример утилитарной вещи: корона – символизирует власть.

 

Треугольник Фрейда (имя, смысл, денотат или сама вещь). Вещь существует через свое имя. Это имя наполнено определенным смыслом.

Вещи обогащают язык.

 

2.дионисийский человек. Проблема лидерства в современном обществе

Второй тип - «дионисийский» - характеризуется активной поддержкой проявлений уникальности человека, причем, в ярких эмоциональных формах. Весьма приветствуется бесстрашие и целеустремленность.

ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало

— иррациональное

— безмерное буйство

— трагико-героическое

— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность

— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

 

Дионисийская культура - совокупность норм и ценностей, ориентированных на непосредственное удовлетворение потребностей, радостное принятие мира, праздничное сосуществование с другими людьми.

Одно из базовых мировоззрений условно назовем дионисийским, а другое аполлоническим. В дохристианском мире бог Дионис олицетворял не только силы мирового хаоса, но и слияние, и неразделенность человека с этими силами.

Дионисийское мировоззрение предложило человеку путь вниз – то есть путь духовного, эмоционального и эстетического деградирования и слияния с мировым хаосом. В переводе на современный язык это означало переход с сознательного (упорядоченного) на бессознательный (хаотичный) уровень восприятия действительности – если так можно выразиться, интеллектуальное слияние с природным хаосом мира.

До ХХ века дионисийское мировоззрение с точки зрения цивилизационной парадигмы считалось маргинальным и с ним велась борьба, например, такими эффективными идеологическими структурами, как средневековая инквизиция, уничтожившая носителей этого мировоззрения. В ХХ веке благодаря Фрейду и Ницше, ситуация резко изменилась. Эти два человека и армия их последователей смогли не только легитимировать архаичный дионисийский культ хаоса, но сделать это варварское мировоззрение доминирующим.

Дионисийство пропагандировалось либеральными идеологами как освобождение психики человека от диктатуры разума.

Лидерство.

Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». л

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.

Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.