Билет №14

1.Власть

Власть – это способность и возможность одного человека, группы, организации, государства навязывать свою волю другому лицу, группе и тд вопреки их сопротивлению.

С момента возникновения общества власть была фактором, который упорядочивал взаимодействия людей. Поэтому идея изначального всеобщего равенства абсурдна и опасна. Все попытки воплотить это приводили к созданию жестких автократических структур.

Поэтому властные отношения необходимы. Они есть и у животных. Существует иерархия, которая помогает максимально снизить степень конфликтов, тк каждый знает свое место, права и обязанности.

Способность навязывать свою волю другим – ресурс власти. У животных это сила, агрессивность, жизненный опыт. У человека они более разнообразны: идеология, любовь, вера, знания, богатства, интересы.

Каждый человек нуждается в своем пространстве, территории. Если животные метят свою территорию, то люди создали институт частной собственности. Отношения собственности, урегулированные правом, являются частью властных отношений и результатом соц эволюции территориалного поведения.

Можно выделить несколько уровней организации территориального поведения, посягания на каждый уровень вызывает агрессию и недовольсто.

Первый уровень – интимная часть пространства. Она неотделима, ее нельзя уменьшить или увеличить. Пожатие рук или дружеское похлопывание – допустимое поведение, более близкое может вызвать дискомфорт.

Второй уровень – индивидуальное физическое пространство. Личная комната, свое место за столом.

Третий уровень – вторичные территории. Двор, улица.

Четвертый уровень – территория всего общества. Община, этнос, государство раса.

Естественные основы неравенства: пол и возраст. Мужчины доминируют над женщинами, более старшие над молодыми. Первые выполняют менее престижную работу. Это почти во всех обществах и во все времена. И остается до сих пор.

Проблемы власти с соц точки зрения всегда интересовали философов, ученых. Выдвигались различные концепции власти:

Макиавелли (власть – форма чел деятельности, которой присуще «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, чтобы предвидеть ход событий и принять необходимые меры.) – рационально-практическая трактовка

В эпоху просвещения (Локк, Гоббс, власть – результат общественного договора о добровольных ограничений, принимаемая с целью самосохранения) - согласованный характер.

Фуко (власть сама формирует своих субъектов, различные типы власти порождают соц реальность) Отношения власти пронизывают все сферы жизни. Власть приобретает анонимный характер, нельзя обнаружить ее прямой источник. Чем анонимнее власть, тем индивидуализированней ее объект и тем доступнее он контролю. Основная модальность власти – ее всенадзорность, дисциплинирование и нормирование. Она предполагает определенные стратегии управления индивидами, надзора над ними. Отказ от персонификации власти, ласть, по Фуко, должна циркулировать и не быть сконцентрированной в одном месте и в одних руках, потому что она должна создавать истину, Власть существует не потому, что существует государство или государственные институты (суд, полиция, армия,..), а наоборот, они есть порождение или воплощение власти.

Бодрияр. Никто не способен опровергнуть власть, только вследствие природных катастроф можно будет избавиться от власти как феномена и вернуть его в первоначальное состояние природы.

Паноптикуп Бентама.

проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми заключенными одновременно. В проекте тюрьма представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключенных. Узники не знают, в какой точно момент за ними наблюдает и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключёнными. В этом смысле власть должна быть невидимой и должно сложиться впечатление, что контроль постоянный.

 

2.Типология игры

Кайю: 4 типа игры. Соц и антропологический смысл игры.

Игра – соревнование, состязание, борьба. Цель – победа, доминирование.

Игра – жребий. Азартные игры. Главное – риск. В трудные моменты жизни.

Игра – подражание, имитация. Театры, шоу. Подражание реальности.

Игра – головокружение. Отсутствие иллюзорности. Результат нельзя переиграть, ставка- жизнь человека. Русская рулетка, дуэль.

Смирнов. 3 типа игры – 3 стиля жизни.

Игра – мимесис. (языковые игры, игры с текстом) Возникает и развивается с возникновением публики, совокупности людей, способных к свободному общению, импровизации. Игры разума. Квазиформа(лжеформа) – салонные игры, богемное поведение.

Игра – агон. Цель – достижение победы 1 участника в виртуальном мире, состоящим из правил. Нужно быстро принимать решения, быть активным, сопротивляться обстоятельствам. То же и в жизни. Квазиформа – война.

Игра – экстазис. Борьба обостряется. Ставка – не только жизнь человека, но и его душа. Стиль в жизни: нет ничего такого, что не стоило бы поставить на кон ради сомнительного выигрыша. Близка к фанатизму – грозит разрушением основ чел свободы.