Билет №13
1. игра и ее антропологическое содержание
Игра – непродуктивный вид деятельности, основным качеством которой является направленность на процесс, а не на результат.
Игра изначально присутствует в культуре и в настоящее время приобретает все большее значение. Значимость игры определяется через ее функции:
Воспитательная функция (ребенок социализируется через игру, примеряя различные роли)
Компенсаторная (человек в иллюзионной форме может реализовать себя. Важную роль играют присущие только человеку воображение и фантазия)
Канализация агрессии, ее купирование и направление в безопасное русло (игра это не только соц, но и биологический феномен)
Терапевтическая, сохраняющая здоровье. (спорт)
Эстетическая (людям нравится смотреть красивые зрелищные шоу, как олимпийские игры)
При изучении игры как соц феномена и выделения ее типов можно выделить 3 плана проявления игры:
Play – процесс игры
Game – вид игры, ее условия, правила
Performance – отношение игрока к игре, его мотивация
Теории игры как соц феномена:
Хейзинг. Игра старше культуры, культура выводится из игры. Игра – основное свойство всякой культуры. Сама игры выводится из ритуала, как явления, лежащего в основе соц порядка.
Финк. Считал, что животные не играют, играть могут только люди, когда выходят за пределы отведенной для них природы, расширяют свои возможности, способности. Игра для человека – способ преодоления внешних, объективных условий его бытия, способ общения с возможным и невозможным. Играют не только дети. Играя, человек может экспериментировать сов семи возможными вариантами своего поведения.
Из психологии. Берн: 3 роли, в которые играют все люди в определенное время: родитель(нормативность, традициональизм), ребенок(творчество, фантазия, испровизация) и взрослый(прагматичен, рационален).
2. Страх смерти начал появляться, когда пришло ощущение трагизма из-за смерти отдельного человека. (на этапе возникновения монотеистических религий)
Вера в посмертное существование освобождает человека от страха смерти. В мировых религиях говорится о бессмертии души и в зависимости от поступков на земле жизнь после смерти будет хорошей или плохой. Иногда смерть для людей была спасением.
Но когда уровень жизни стал лучше, а сила религии ослабла ( в современном западном обществе), страх смерти сильно возрос. Смерть воспринимается как зло, как самый большой страх и люди ищут новые способы преодоления смерти.
Фрейд считал, что страх смерти – врожденная форма человеческих переживаний.
Уотсон считал, что страх смерти – это приобретенное свойство психики. Психологическая реакция на смерть возникает только у взрослых людей как результат их соц существования.
Стремление к преодолению страха смерти у современного человека заставляет обращаться к научным теориям. Танатология – наука о клинической смерти. Книга Моуди «жизнь после смерти» очень популярна. Но это все не рассказывает, что будет после смерти, поэтому роль науки сводится к выработке способов увеличения жизненных сил(медицина).