Билет №9

1. Соц эволюция смерти

На ранних этапах общественного развития смерть не воспринималась человеком как самостоятельное явление. Жизнь прерывалась в результате болезни, несчастных случаев на охоте, из-за колдунов. Умный и хитрый человек мог жить вечно.

Потом смерть осознавалась как конечность бытия отдельного человека, члена Рода. Но это не была личная трагедия, тк пока Род существовал, он являлся гарантией возвращения человека в этот мир. Отношение к смерти определялось культом предков, гарантом благополучия человека при жизни м в посмертном существовании.

После ослабления родо-племенных связей и формированием неравенства – новое отношение к смерти как неизбежной трагедии отдельного человека. На этом этапе формировались монотеистические религии, объектом которых был человек в его отношении к собственному существованию. Появилось ощущение трагизма, непоправимости смерти. Смерть закрепилась как соц-псих феномен.

В мировых религиях появляется тема ответственности за поступки в земной жизни. Страх смерти используется религией в качестве соц регулятора.

Этнический характер отношения человека к смерти определяет в дальнейшем соц эволюцию смерти как экзистенциального феномена. В раннем индуизме и буддизме смерть как результат моральной оценки личности умершего, его отношения к людям и высшим силам. В Китае смерть – символ соц справедливости, которая уравнивает всех людей. В христианстве позже смерть так же рассматривали как проявление высшей справедливости.

В исламе смерть лишь приводит душу и тело в иные ипостаси, качество которых определяется прижизненной деятельностью человека.

Для современного западного человека смерть-зло. Из за повышения комфорта жизни человек хочет продлить жизнь, + лекарства от ранее неизлечимых болезней. Жизнь -сопротивление смерти. Это усиливает страх смерти. И поиски пути преодоления смерти.

 

2. Представление о множественности бытия человека

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием.

Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Познаваемость мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. Ничего другого, кроме бытия не существует.

Значительное внимание уделил проблеме бытия Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Он вводит понятие «небытия» как отличного от бытия

Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии.

В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности.

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль.

Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.

Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием.

У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство.

Для современной философии бытие – это тайна, которая лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна. А для этого нужно быть живым человеком, нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему преобразуют и преображают человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая его самого бытием.

Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.