Вопрос №2

1. Понятие культуры. Традиционная и современная культура. Человек в контексте культур.

Культура- видоспецифическая форма деят-ти, позволяет выжить создав порядок.

Подходы:

1.Деятельностный подход: культура как деят-ть чел-ка направлена на изменение внешнего мира и себя. 2.Технологический: культура-инструмент развития, сохр.и передачи опыта. 3.Гуманистический: культура- характеристика развития творчес.,духовных сил человечества.

4.Достиженческий: культура-уровень развития, который достигло человечество(качественное состояние общества)

Человек и культура:

-Феральные люди – дикие. Выросли и живут вне культуры, маугли. Их социализация остановилась на детском уровне.

-В античности вместо культуры была «пойдеум» – образование, то, что отличает человека от варвара, от нечеловека.

-Римский подход – под культурой понимали «цевитос». Человек погружается в него, в социальный мир. Ему интересны только социальные отношения, Боги отходят на второй план. Такое происходит только в Риме. Поэтому можно сказать, что Рим заложил основы цивилизации. Там появляются социальные институты. Культура – это естественно пребывание человека в окружающей среде.

-Эпоха просвещения: культура - это непременное условие развития высшего разума человека. Культура связывается с разумом человека. Это область духовного мира человека. Способность ощущать свою надприродность. Это состояние личности.

Такое понимание культуры сохраняется и в новейшее время. Человек – это деятельное начало культуры. Основой является деятельностный неограниченный разум. Это классическое понимание культуры.

Во второй половине 19 века возникает проблема понимания понятий культуры и цивилизации. Цивилизация мыслится как некий идеал, вершина развития культуры. Трехстадийное развитие культуры: дикость, варварство и цивилизация. Город это первый признак цивилизации. Затем письменность и способ возделывания земли.

Данилевский публикует «Россия и Европа». Цивилизация мыслится как единственная форма организации человеческой жизни, а не как этап культуры. Она сопоставляется с живым организмом. Это «единица истории». Эта уникальность цивилизации позволяет ей развиваться и гибнуть. Человек – субстрат. Главное цивилизация

Культура делится на западную(современную), восточную и культура в антропологии по типу мышления.

2 элемента культуры: вещи и ритуалы

Ритуалы- это действие кот.имеет символический смысл, который стандартизиров.набор действий символического содержания. Тесно связан с традицией (определ.культурная привычка), кот придает значимость действиям.

Символ- то что замещает реальное действие или объект,имеет конфессиональную природу (люди договариваются), формируют нужную ассоциацию.

 

Человек в контексте культур:

Способность человека создавать культуру отличает его от животных. И именно культура, образуя механизм наследования, позволяет человеку сохранять опыт и поэтому развиваться

Человек становится предметом культуры в трех главных проявлениях своего бытия. 1)Прежде всего, человек есть часть природы и потому существо природное. Природное начало в нем - это основа самой возможности его культурного развития: все его способности и умения имеют определенный природный субстрат - человеческий мозг, человеческие руки, человеческие органы чувств. Культура развивает и дисциплинирует ум, расширяет пространство восприятия и понимания окружающего мира.

2)Однако природным началом человека полнота его бытия не исчерпывается. Над ним надстраивается надорганическое его бытие, делающее человека и социальным, и культурно-историческим существом. В этом своем качестве человек выступает на трех уровнях своего проявления. Прежде всего, он осознает себя как человеческую личность в ее индивидуальном бытии и богатстве всех индивидуально присущих ей свойств и характеристик. В то же время человек осознает себя и частью общества, в культуре которого он ускорен. При расширении его культурного кругозора он начинает осознавать себя и частью человечества, ощутив свое единство с ним.

 

3)Наконец, человек выступает и как род в единстве истории всех предшествующих и последующих поколений. Он осознает себя как существо вселенское, космическое, причастное к вечному бытию мира. Человек открывает для себя вечную свою природу и вместе с тем осознает всю меру своей человеческой ответственности за судьбу мира. На этом уровне понимания себя человек становится предметом культуры, которая рассматривается в самом широком, духовно-метафизическом значении.

 

2.Дискурсы о человеке

Дискурс – форма осмысления действительности. Д.мышление – мышление логическое. Дискурс – определенный тип мышления. Придание смысла и значений. Человек в процессе дискурса конструирует окружающий мир. Процесс осмысления мира определенным образом. Дискурс (раньше) – основывался на интуитивном познании. Сейчас на логическом.

К началу 20 века он принимает современные формы. Это инструмент для человеческой рефлексии, по какому-то вопросу.

Дискурс о человеке, т.е. что есть человек.

С мифологического периода человек пытается выяснить, что он такое, как то себя позиционировать. Это особый тип мышления, мифологический (скорее дискурсом его назвать нельзя). При помощи мифов мы узнаем, что он постепенно пытается отделиться от природы. В процессе эволюции психики, человек начинает отходить от этого природного состояния. Человек оказался беззащитен перед, что он не такой как все вокруг.

Дискурс – инструмент осмысления деятельности. Процесс осмысления мира.

 

1.Философский дискурс о человеке: Складывается в античности, Человек задумывается о двойственности (физич и духов) природы чела. Полагали, что в здоровом теле здоровый дух. (Античное время). Как относиться к духовному и физическому? Все должно быть гармонично. Идеи Платона. Античный Дискурс представляет человека как двойственное существо. Платон: «Люди не рождаются равными. Есть люди родившиеся с рабской душой». Исторически - самый первый дискурс о человеке. Характерно сосуществование науки и религии. В античной философии, человек - естественного порождение Космоса. Интересы личности подчинены интересам общества. Гармония - равноменое развитие физических и духовных сил человека. В античной философии основное внимание уделялось вопросам человека о самом себе: кто я, где я? Насколько адекватно сознание воспринимает реальность? Как возможно знание? Для чего жить? Цель, назначение человека? Проблема жизнепонимания. Человек это тварь или венец творенья?

Античная культура представляет человека как существо гармоничное, в нем все гармонично: и душа, и тело. В античной Греции выделялись идеальные пропорции гармоничного человеческого тела, основываясь на математических расчетах. Сократ и Платон так же говорят о дуализме души и тела. Тело - сосуд греха, душа - вечна и нравственно совершенна, она спасает тело. Сократ и Платон тесно связывают нравственное совершенство с понятием добродетели, т.е. знанием о том, что такое хорошо, что плохо, принципами самой человеческой жизни, которые придавали ей смысл и создавали ее структуру. Постижение добродетели для создания гармонии равнозначно обретению смысла жизни.

Человек - центр культуры, центр изысканий, от человека все отталкивается. Рабы - лишь инструменты, а настоящий человек занят политикой. Человек обретает самоценность - он ценен сам по себе. Человек - творец культуры, человек движим только своими потребностями.

Аристотель говорит о человеке общественном, человек - политическое животное, он не может реализовывать себя один, не может жить вне общества, индивидуальное растворяется в общем.

2.Теологический дискурс: Эпоха христианства В центре внимания Бог. Человек как существо глубоко страдающее, от своего несовершенства. Стремясь к совершенству, он стремится к Богу. Для этого он должен избавиться от своей плотской составляющей, греховного начала. Душа это бессмертное начало, данное богом, а физическое - ведет во грех. Человек познавал свою жизнь через веру в Бога. Биологическое начало греховно, и душа от этого страдает. Существование на земле кажется бессмысленным. (средневековье)При такой плохой жизни вера- смысл жизни.

На смену античному филосовскому дискурсу пришёл теологический дискурс средних Веков. Бог - творец. Есть Бог, и есть мир, который он создал. Основная идея - Человек, как творение бога, несовершенен, изначально греховен. Он не знает, для чего он создан. Человек - существо страдающее. Теория кукловода. Для средних веков характерна односторонность мысли. Вплоть до XIV века церковникам принадлежит подлинная монополия в области философии и философия соответственно пишется с точки зрения церкви. Фундаментальные мировоззренческие принципы средневековой философии:1) теоцентризм - все в этом мире соотносится с Богом и от него получает свои определения, Бог стоит в центре всего и чем ближе к Богу вещь, тем более достойной и совершенной она объявляется; 2) креационизм (принцип творения) - все сотворено Богом из ничего, а все сотворенное стремится к ничтожеству и уничтожению. 3) провиденциализм (принцип божественного провидения) - Бог непрерывно правит миром, все уже предустановленно и предопределено; 4) персонализм - признание человека неделимой личностью, которая обладает разумом и свободой воли и сотворена по образу и подобию Бога; тело же рассматривается как темница души, сосуд греха

3.Просветительский дискурс: Эпоха просвещения. Разум взял верх над верой. Человек находит себе опору в своем разуме, а не в Боге. Формируется представление, что разум человека неограничен. При помощи него мы познаем и свою природу и все окружающее. Происходит разделение на гуманитарные науки и естествознание. Человек выделяет себя как субъект познание, а все остальное это объект познания. Декарт: «Человек – это механическая игрушка». Это эпоха разума.

4.В 20 веке формируется Экзистенционализм (экзистенция – существование). Человек – существо лишнее в этом мире. Мир не познаваем. Разум человека ограничен. Человек познает не мир, а свое отношение к нему. Коню: «Этот мир создан не для человека».

5.Современность. Формируется естественнонаучный Дискурс о человеке. Человек понимается только как природное существо. Человек Дарвина (природный). Философия понимает человека как существо недоделанное, т.е. у него все впереди. Природа человека вечно развивается и совершенствуется. Сейчас мы далеки от совершенства. После теории Дарвина оп происхождении человека путем естественного отбора, многие ученые социологи заинтересовались и ухватились за идею естественного отбора и в своих схемах общественного устройства объявили, что в условиях конкуренции побеждают наиболее приспособленные, добившиеся успеха в борьбе за существование, и что естесетвенный отбор является двигателем общественного прогресса. Следовательно, классы, «высшие» и «низшие», суть продукты естественного общественного развития названого «социал-дарвинизмом».

Законы естественного и искусственного отбора взаимно уравновешиваются за счет разума, рационального целеполагания, присущего человеку как существу разумному.

Отсюда следует и естественный принцип жизнеобеспечения современного общества: полагаясь на инициативность, предприимчивость и создавая условия для повышения экономической активности некоторых групп населения, необходимо организовать государственную помощь социально уязвимым слоям населения.

Принципиальное возражение состоит в том, что нельзя отождествлять человека с его внешним, анатомическим обликом — ведь тогда необъясненным остается происхождение его разума. Судя по величине мозга, ее изменениям, можно сделать вывод о том, что разум человека складывался постепенно, что именно труд, причем совместный, был основой формирования сознания человека. Но это лишь косвенный показатель, имеющий внешний характер и оставляющий в тени процессы исторического развития внутреннего мира человека. А именно с этим связано становление человеческой культуры.