Кэрол Делани

Понятие отцовства было центральным в теоретических дебатах об отцовстве и организации человеческого общества.

Отцовство означает рождение: роль первичного создания; материнство означает воспитание и опору. Моногенетичное значение отцовства стало явным в Христианстве и в качестве примера используется Непорочное зачатие, и это согласуется с теологическим концептом монотеизма. Так же верования жителей, связанные с рождением, Тробрианских островов и Австралийских аборигенов согласуются с их космологичными верованиями.

Полемика подпитывается публикацией Лича о непорочном зачатии, и был поднят вопрос "Были или не были примитивные народы в неведении относительно фактов отцовства". В то же время все согласились, что игнорирование отцовства было чертой примитивных обществ.

Верования этих народов, казалось, отражают либо отсутствие знаний об отцовстве, либо отказ от них.

Делани предполагает, что биологическая сторона вопроса первично имеют символическое значение, тогда как на самом деле ее непосредственное значение не биологическое совершенно. Отцовство - это не просто признание физиологической связи между отцом и его ребенком, аналогично существующей между ребенком и матерью. Отцовство и материнство - семантически разные понятия.

Отцовство - первичное, существенно и играет роль создания.

Материнство - непосредственное рождение, превращение вещества в человека.

Непорочное зачатие. Мария - уникальная среди женщин и полностью отражает своим примером значение материнства, которое вкладывает в это понятие Христианство, как монотеистическая культура.

В то же время, в примитивных обществах нет концепта об отцовстве, ни на уровне божества, ни на уровне человека, но их верования о рождении строятся на их космологичности, в отличии от монотеистических культур.

Пример монотеистической культуры. Турецкая мусульманская деревня.

"Женщина дана тебе как поле, иди и сей."

"Если посеешь пшеницу, получишь пшеницу, если рожь, то получишь рожь..."

Следуя этой аналогии можно сказать, что почва, в которую попадают семена не влияет на то, во что они вырастают, это целиком зависит от того, какую культуру посеяли. Таким образом, женщина является лишь местом, которое обеспечивает ребенку питание и защиту, своеобразным инкубатором для выращивания ребенка мужчины, который поместил в нее свое семя. Это - моногенетическая теория, по Делани. У мужчины обязательно должен родиться сын, чтобы продолжить жизнь его рода. Если сына нет - ветвь угасает.

Семя представляется как факел, который передается от отца к сыну и несет в себе искру жизни; женщина - топливо, которое потребляется в процессе.

Почему именно поле, а не почва? Разные семантические значения у слова "поле" и "почва". У поля есть владелец, то есть у женщины есть муж, который может быть уверен, что ребенок, рожденный от этой женщины - его.

Почему создает именно мужчина? Потому что у женщины недостаточно силы, чтобы создавать, ее тело может изменяться, в отличии от тела мужчины (грудь, живот при беременности). Кроме того, женщины эмоционально не устойчивы (менструации), они уязвимы и легко впадают в искушение (пример Евы и яблока).


Непорочное зачатие

Самый существенный вклад Марии состоит в том, что она сделала Иисуса человеком из плоти и крови, дала ему поддержку и питание. Ее роль вторична, как говорит Церковь и народная теория рождения.

Фактически, Непорочное зачатие - иллюстрация отношений Бога и земной женщины.

Делейни говорит о том, что между физическим и метафизическим уровнем есть согласованность: в семье мужчина представляет собой Бога, он дает жизнь своим детям.

Моногенезис.

На этом основании Делейни делает вывод о том, что моногенезиз и монотеизм - два аспекта одной системы.

Тробрианское общество

Представляет собой культуру, где нет единого Бога. Поэтому, Делейни говорит что понятие рождения и роли мужчины и женщины не отделены от понятия культуры.

Рождение, как сконструированное ей понятие представляет собой точку зрения на то, что такое жизнь, как, благодаря кому и чему она воплощается и зачем, кто такой человек, как люди связаны друг с другом, не-человеческим миром и космосом.

 

Тробрианские верования

Здесь полностью отсутствует концепт отцовства., это матрилинейное общество. Зачатие происходит следующим образом: женщина заходит в воду, а духи предков, baloma, снова желая стать людьми, попадают в ее тело в большинстве случаев через голову и опускаются до живота. Но девственницы не могут иметь детей, поскольку задача мужчины - открыть путь для духов.

dala - группа родственников

tama - отец

baloma - матрилинейные предки, духи предков

Суть спора с Малиновским

Малиновский: "Вся христианская мораль ассоциируется с институтом отцовства и патриархальной семьей, где отец - основатель рода и глава семьи. Религиозные догмы основываются на сакрализации отношений между отцом и сыном". Кроме того, он говорит, что термин "отец" используется в разных культурах с разным значением. Главная претензия Делейни к Малиновскому в том, что он не следует своему же принципу - вместо распутывания термина tama и определения того, как они вплетены в тробрианское общество, он сконцентрировался на определении места мужчины в этом обществе.

 

 


[1] Непосредственный контакт представителей государства с населением является предметом изучения данной работы