Лесопромышленный комплекс.

Хорошо известно, что площадь лесов катастрофически сокращается под ударами всёвозрастающих потребностей древесины и в пахотных площадях в связи с ростом общей численности человеческой популяции.

Виды нарушения экологичности использования лесных ресурсов :

нарушение действующих правил и норм лесопользования ;

технология трелевки и вывозки древесины противоречит защитным функциям горных лесов (применение гусеничных тракторов ), приводит к разрушению почвенного покрова, сдирания лесной подстилки, усиление эрозионных процессов, уничтожению подроста и молодняка;

лесовостоновительные работы не успевают за вырубкой леса в силу плохой приживаемости посадок, как следствие в небрежности в уходе.

Заключение.Проблема влияния промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду носит глобальный характер, что и обусловило её важность. В последние годы социальные задачи охранной среды приобрели в высокоразвитых странах приоритет перед получением прибыли. На промышленность и другие отрасли хозяйства оказывается давление со стороны общества и государства. Это стимулирует поиск высокоэффективных и дешевых средств решения проблемы защиты среды, разработку новых технологий, переориентацию сельскохозяйственных и промышленных предприятий на малоотходные циклы.

40. Человек – индивид, личность и субъект, который предстает в виде целостности, обусловленной единством биологического, социального и психологического.

Биологическая составляющая человека:

представитель вида homo sapiens («человек разумный»).

результат длительной эволюции.

существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду.

Характеристика человека как биологического вида

1. Подчиняется биофизическим, биохимическим, физиологическим закономерностям развития (сходство с другими животными):

строение и развитие организма (рост, старость, смерть)

дыхание, питание, размножение, выкармливание детей молоком

инстинкты, эмоции

биологические потребности

2. Обладает особенностями (отличие от животных):

прямостояние и прямохождение

свободные верхние конечности

мышление и членораздельная речь

разум и самосознание

Социальная составляющая человека:

социальный объект – в процессе взаимодействия с обществом человек социализируется (т.е. приобретает определенные свойства, качества).

формирование в процессе социокультурной эволюции.

социальный субъект, который выступает создателем «второй природы» - культуры.

Характеристика человека как социального субъекта

1. Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.

2. Способность к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3. Способность преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему материальные и духовные ценности.

4. Сознание и разум.

5.Свобода и ответственность.

Психологическая составляющая человека:

личность, которая является субъектом сознательной деятельности

Психологическая характеристика человека

Внутренний духовный мир:

сознательные и бессознательные процессы

воля

переживания

характер

темперамент

Способность меняться в результате самовоспитания, под воздействием собственных волевых усилий.

В характеристике человека выделяют индивидуальность.

Индивидуальность – неповторимое своеобразное сочетание проявлений природных задатков человека, его поведения, образа жизни, которое подчеркивает исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

 

 

45. Биоэтика: задачи и принципы

Биоэтика – это новый уровень в системе профессиональной этики который связан с биологическим развитием человека, с его нормальной деятельность. Сегодня биоэтика - это больше чем просто раздел философии. Биоэтика - это междисциплинарная область человеческого знания, в формировании которой участвуют медики, биологи, юристы, социологи, философы и представителей других профессий.

Первое развернутое обсуждение проблем биоэтики состоялось в г. Нюрнберге в 1946 г. Это было связано с медицинскими исследованиями на людях, проводимыми немцами в годы Второй мировой войны. На Нюрнбергском процессе было предъявлено обвинение 23 немецким ученым-медикам.

Задачи биоэтики: формирование принципов морального регулирования научных исследований, которое не ограничивало бы свободу науки, но обеспечивало бы и социальную защиту граждан и интересы общества. Как следствие, биоэтика формирует мировоззрение общества в целом, закрепленное в правовых государственных и международных законах и декларациях.

Современная биоэтика имеет 2 основных направления:

1.медицинское - сконцентрировано вокруг отношений "врач-пациент", чаще всего это направление называют биомедицинской этикой или медицинской биоэтикой;

2.экологическое - обосновывает ценность и права отдельных живых существ (биоцентризм) и природных экосистем, дикой природы, биогеоценозов и пр. (экоцентризм).

Главная идея биоэтики состоит в том, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов - человек все еще является частью природы, ему необходима здоровая пища, свежий воздух, чистая вода, дикие уголки природы, он не может существовать без животных, без лесов, рек и почвы, которые являются не только экологическими ресурсами, но и главным условием выживания человечества.

 

41. Проблема происхождения человека(генезиса) — одна из центральных в философии и в других науках о человеке.

 

Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека.

 

Большинством мыслителей единодушно высказываются идеи об основных качествах, характеризующих сущность человека и относящихся ко всем представителям человеческого рода: наличие сознания, интеллекта; способность к труду и материально-производственной деятельности; руки, как естественного орудия труда; членораздельная речь; свобода воли; общительность; нравственность; творчество и т.д.

 

В античной Греции первым создателем учения о человеке был Сократ, который сосредоточил внимание на том, что он считал главным признаком человека — его способность к духовно-нравственной жизни. У Платона, ученика Сократа, главенствующей у человека выступает только душа, а тело рассматривается как враждебная душе материя, "временная темница" души. Человек — это не творец, а лишь "восприниматель" идей, существующих в потустороннем мире. Аристотель рассматривает человека как необходимое единство души и тела, как результат естественного развития. Для него человек — это политическое животное.

 

Для иррационалистических направлений современной философии (экзистенциализм, персонализм, фрейдизм и т.д.) сущность человека связывается с необъяснимыми научно внутренними мотивациями побуждений, инстинктов, озарений, интуиции и т.д.

 

Рационалистическая диалектико-материалистическая теория человека исходит из подхода к нему как биологическому и социальному существу, которое сформировалось на основе и в ходе материально-производственной деятельности, связанной с изготовлением и применением орудий труда, что привело к выделению человека из животного мира и объединению людей в различные социальные формы общности: семья, род, племя, народность, нация, селение, государство. К. Маркс полагал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.

 

В понимании сути биологического и социального в человеке существуют различные подходы. В эпоху Просвещения (XVII — XVIII вв.) природный фактор рассматривался многими мыслителями (Монтескье, Гельвеций, Дидро и др.) как фундамент, определяющий все основные свойства, способности, потребности и действия людей, а через них общественные отношения, законы, учреждения и т.п. Социальный же фактор оказывается зависимой, второстепенной стороной.

 

Со второй половины XIX в. в философии и социологии значительное распространение получают разновидности теории социального дарвинизма, согласно которым возникновение и развитие человека и общества обусловлено непосредственно законами живой природы, в частности, законами естественного отбора и борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных. Почти все, что происходит в обществе: социальные болезни, угнетение, социальное неравенство, войны, несправедливость и т.д., признается детерминированным биологическими причинами.

 

В настоящее время в науке все больше утверждается идея о биосоциальной природе человека. Биологическая основа человека составляет неотъемлемую часть всей живой и неживой природы, с которой каждый индивид связан многими нитями. Биологическую сущность человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гуманоиду (человекообразному): строение тела, физиология, продолжительность жизни, возрастные периоды, специфические этнические, расовые особенности, размножение и т.д. Решающая же роль во взаимодействии биологического и социального в человеке принадлежит социальному фактору: это и орудийно-производственная, трудовая деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, способность к познанию и творчеству, общественная, культурная, политическая деятельность.

 

Только гармоническое единство биологического и социального в человеке обеспечивает его нормальное существование и развитие.

 

В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем.

Место человека в зоологической системе. С биологической точки зрения, человек занимает определенное положение в системе органического мира, что свидетельствует о его животном происхождении. Он относится к

 

типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, подотряду человекоподобных, группе высших узконосых, семейству гоминид, роду человек, представленному на сегодняшний день одним видом — Человек разумный ( Homo sapiens ).

 

Развитие представлений о происхождении и месте человека в системе органического мира тесно связано с идеями о развитии живой природы. Взгляды о естественном развитии человека высказывали философы Индии и древней Греции. С 6 до 18 в. нашей эры господствовали библейские представления о происхождении человека. Накопление знаний о строении и разнообразии живых организмов, археологические находки приводят к появлению иных точек зрения. Основную роль в доказательстве животного происхождения человека сыграли работы Ч. Дарвина. К числу фактов, доказывающих родство человека и животных, относится сходство в строении органов, сходство ранних стадий эмбриогенеза, наличие рудиментарных органов и атавизмов.