Изменение ценностной системы в эпоху готики.
Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты:
– монотеизм
– духовность
– утверждение аскетического идеала
– книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опирающееся на логику в эпоху античности). Библия.
На смену античному мировоззрению приходит утверждение, что мир создан единым и вездесущим богом как сверхъестественной личностью, мир и человек имеют свои основания в боге. Признание сотворенности (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения: бог действует на основе собственной воли и люди не могут понять природу его действий и осознать его результатов.
Высшие культурные ценности перемещаются в сферу не подвластную человеческому разуму. Нормы и законы античного мира с его рациональным поиском пути к достижению добродетели выступают уже неприемлемыми в эпоху средневековья. Счастья можно достичь лишь при обращении к Высшему Разуму и Высшей справедливости.
Эпоха средневековья с ее символизмом особое значение начинает придавать книжному знанию. Культура сознания и самосознания начинает приобретать книжный характер, книжная ученость и начитанность начинает выступать как основные показатели культуры. Главная книга – Библия, заключающая в себе «слово Божие, с помощью которого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим».
Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу, счастье состоит не в познание себя и себе подобных, а в познании Бога. Счастье и свобода средневекового человека заключается в том родстве, в котором он находится со всевышним. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование