Изменение ценностной системы в эпоху готики.

Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты:

– монотеизм

– духовность

– утверждение аскетического идеала

– книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опира­юще­еся на логику в эпоху античности). Библия.

На смену античному мировоззрению приходит утверждение, что мир создан еди­ным и вездесущим богом как сверхъестественной личностью, мир и человек имеют свои основания в боге. Признание сотворенности (креационизм) перерастает в концепцию постоянного творения: бог действует на основе собственной воли и люди не могут понять природу его действий и осознать его результатов.

Высшие культурные ценности перемещаются в сферу не подвластную челове­чес­ко­му разуму. Нормы и законы античного мира с его рациональным поиском пути к дости­жению добродетели выступают уже неприемлемыми в эпоху средневековья. Счастья можно достичь лишь при обращении к Высшему Разуму и Высшей справед­ливости.

Эпоха средневековья с ее символизмом особое значение начинает придавать книж­ному знанию. Культура сознания и самосознания начинает приобретать книжный харак­тер, книжная ученость и начитанность начинает выступать как основные показатели культуры. Главная книга – Библия, заключающая в себе «слово Божие, с помощью кото­рого Господь Всемогущий установил свою власть над миром сим».

Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу, счастье состоит не в познание себя и себе подобных, а в познании Бога. Счастье и свобода средневекового человека заключается в том родстве, в котором он находится со всевышним. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, как культи­вирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совер­шенствование