Вера предков. Славянский пантеон богов.

В доведической традиции в основе язычества лежит идея духовной независимости человека от социальных институтов. Это возможно только при многобожии, когда старший бог не принимает прямого участия в делах Земли, а остальным дается главенство лишь на определенный срок. Эта идея отражена, к примеру, в сказке «Двенадцать месяцев».

Светлый мир славянских богов возглавляет РА-М-ХА (Рамха) – единый Творец-Созидатель, высшая непознаваемая сущность, излучающая изначальный жизнеродящий Свет Радости и Первичный Огонь Мироздания, из которого появились все ныне существующие, а так же существовавшие в прошлом видимые и невидимые вселенные и всевозможные обитаемые миры.

В иерархии славянских богов – боги высшие, боги-покровители и боги –управители. Иерархия в некоторой степени условна, так как высший бог может быть одновременно и покровителем или управителем и наоборот.

Под богами славяне в первую очередь почитали предков.

Род-породитель и Лада-Матушка – это отец и мать.

 

Бог Род – персонификация множества богов и предков, един и множествен одновременно. И сейчас, когда мы говорим о своих предках: отцах, дедах, прадедах, пращурах, мы говорим – это мой род.

К Роду обращались, когда нужна была поддержка богов и предков, ибо Боги - суть Отцы славян и все славянские племена - их дети.

Род ставит задачи человеку перед его воплощением на Земле и выступает судьей на одном из трех посмертных судов.

Все славянские Боги древнего языческого пантеона делились на богов солнечных и богов функциональных. Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Даждьбог и Сварог.

Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. Поэтому за каждое время был ответственен свой Бог. Особо почитаемый на протяжении своего сезона.

Хорс – солнечный бог-покровитель хорошей погоды, дарующий богатый урожай, здоровый приплод, удачную охоту и обильный улов. Хорс покровительствовал разносторонней торговле и обмену между родами и племенами. Хорса изображали либо сверкающим белым конем, либо солнечным псом. Часто Хорс представал в образе мудрого старца, окруженного белыми псами или волками. Хорсу поклонялись в период между зимним и весенним солнцестояниями (с 22 декабря по 21 марта).

 

Ярило – обаятельное славянское божество, сродни древнегреческому Эроту, и в то же время не чужд Богу веселия Бахусу. Веселый бог страсти и удали представлялся молодцем красоты неописанной в белой епанче с посадкой молодецкой на белом коне. Ярилу поклонялись между весенним и летним солнцестояниями (с 21 марта по 22 июня).

 

Даждьбог – Тарх Перунович, бог-хранитель древней Великой Мудрости. Был назван Даждьбогом ( дающим Богом) за то, что дал людям девять Саньтий (книг). Эти Саньтии, записанные древними рунами, содержат священные древние Веды, заповеди Тарха Перуновича и его наставления. Тарха называли многомудрым сыном Перуна, внуком Сварога, правнуком Бога Вышнего. Даждьбогу поклонялись в период между летним и осенним солнцестояниями (с 22 июня по 23 сентября).

Сварог – Небо, верховный бог, управляющий течением жизни и всем мироустройством вселенной в Яви. Все основные славянские боги – дети Сварога, оттого и зовутся они Сварожичи. Сварог очень любит живую природу, бережет различные растения и наипрекраснейшие редкие цветы. Он хранитель и покровитель райского сада Ирия.

«Не Земля родит, а Небо» - гласит пословица, означающая, что без благоприятных условий, посылаемых Сварогом, земля бессильна дать урожай.

Именно Сварог создал 12месяцевый календарь (Коло Сварога), научил людей какие растения можно употреблять в пищу, чем кормить прирученных животных.

Сварогу поклонялись между осенним и зимним солнцестояниями (с 23 сентября по 22 декабря).

 

 

Функциональные боги: Перун, Семаргл, Велес, Стрибог.

Перун – бог-покровитель воинов, защитник земель и рода Святорусов (русичей, белорусов, эстов,литов, латов, латгалов, земгалов, полян, сербов и других) Бог – Громовержец, управляющий молниями, сын Сварога и Лады.Перун признавался и богом земного огня, принесенного им с небес в дар смертным.

Перун разъезжает в колеснице, запряженной огненными драконами, или верхом на крылатом коне – вилене. В левой руке его – колчан стрел, а в правой – лук.

Славянские воины скрепляли воинские клятвы именем Перуна, поскольку он был княжьим и дружинным покровителем. Находясь на чужбине, воины в честь Перуна втыкали в землю боевые мечи, и в этом месте считалось как бы его походное святилище. Во имя Перуна иногда сходились биться «стенка на стенку», причем побежденные вынуждены были раздеваться донага в знак поражения.

Семаргл – Огнебог, высший бог, хранитель живого огня и блюститель соблюдения огненных обрядов и огненных очищений.

Семарглу приносили огненные дары и бескровные жертвоприношения. Его призывали при лечении людей и животных. Когда у человека поднималась температура, считалось, что Огнебог поселился в Душе заболевшего, и как огненный пес яростно сражается с хворью, что подобно врагу, пробралась в тело больного. Поэтому считалось недопустимым сбивать у больного температуру.

Кроме того, Семаргл был посредником между богами и людьми. На что указывает изображение Огнебога в виде крылатой собаки.

Велес – славянский скотий бог, бог-покровитель, олицетворение хозяйской мудрости. С почитанием Велеса связано возникновение слова «волхв», однокоренного с «волохатый», что означало – «почитаемый богом Велесом», не подлежащий убиению.

Изображали Велеса в виде красивого молодого человека, облаченного в медвежью шкуру мехом наружу, подпоясанную кожаным «чересом» , на котором висел «калита»(кожаный кошель), где хранились земные блага. А в чересе – духовные.

Велес спускался на землю, жалуя людей дарами. Особенно вступался за сирых и убогих. Отсюда и пословица: «За сиротой – бог с калитой». Что означает, что бедняков бог порой наделяет высокими духовными качествами и талантами.

На небесах Велес был звездным пастухом и музыкантом, варил небесный мед и занимался различными ремеслами.

Стрибог – верховный властитель ветров, песчаных бурь, морозного ураганного ветра. По натуре добр, но не умеет соразмерять силу, к тому же немного ленив – любит прилечь в холодке.

Но пуще всего почитали Стрибога за способность истреблять всяческие злодеяния и разрушать злые умыслы.

Культы светлых богов более распространены и понятны для большинства потомков древних славян. Но к темным богам также относились с уважением. Кто-то считает темных богов проявлением зла. Так ли это?

Изначально слова «зло» в нашем языке не существовало. Были слова «худо» - что ассоциируется со слабостью, немощностью и хилостью, а также слово «зело» - слишком, сверх меры. То есть, копнув в «корень зла» - это чрезмерность. Что было бы антонимом к слову «худо», несущему столь же негативное понятие – слишком мало, недостаточно.

Каждый из богов являлся проявление Рода – Перун нес справедливость, Стрибог – движение, темный бог Морок – страхи. Как же может быть в боге чего-то чрезмерно? Ведь он куда более насыщен и многомерен, чем понятие «слишком». Таким образом понятия «зло» и «бог» несовместимы. Белоба – светлая сторона Рода, Черноба – темная сторона, Являясь тем и другим одновременно, Род удерживает равновесие Вселенной. Дабы не было ничего ни мало, ни много.

Наши пращуры не отказывались от знаний о темных богах. Ведали они, что Белбог и Чернобог своей борьбой удерживают мир и дают жизнь. Темных богов не боялись, но остерегались, изучали их силы, дабы не попасть под их влияние. В более поздние времена в упадке ведической культуры старались задобрить.

Вий – бог-хранитель нечисти, повелитель упырей. В мире Яви не мог ничего видеть. Хозяин смертельных смерчей, несущих погибель всему живому.

Вий стоял на страже границ светлых и темных миров, следил за тем, чтобы не нарушались людьми законы, установленные Сварогом.

Древние знали, что было бы неверным считать, что Вий не увидит их неправедных мыслей и поступков из-за того, что веки его закрыты. Они знали, что Вий видит все сквозь закрытые веки. Именно он насылал за неправильные поступки ночные кошмары, страшные видения, предупреждая таким образом о грядущем наказании.

Марена – великая богиня Зимы, Ночи, Вечного сна и Вечной жизни. Часто называют ее богиней смерти, но это не совсем верно. Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает жизнь в мире Слави.

Морок – отец темных богов, оборотный лик Сварога. Воплощение болезней, холода и лжи. Испытывает сильных духом и губит слабых.

Недоля- дочь Макоши, сестра Доли и ее противоположность. Губит тех, кто идет против богов и Рода. Приносит несчастья и болезни.

Блуд - сманивает славян на окольную дорожку, разрушая Обычай и Правду. По его имени детей, рожденных от неправедных союзов, которые всегда имели душевные или духовные недостатки, звали на Руси «ублюдками».

Таким образом, пантеон славянских богов делится на светлых и темных, на верховных богов и функциональных. Всех мифологических существ можно разделить на три основных уровня: высший, средний и низший.

На высшем уровне - боги, чьи функции и сферы влияния были наиболее важны для наших предков. К ним можно отнести Сварога (Стрибог, Небо), Землю (Ладу) и Сварожичей (Перун, Даждьбог , Огнебог).

На среднем уровне находятся божества, связанные с сезонными циклами , такие как Род, Чур, Числобог и пр. К этому уровню относились и многие женские божества , несколько менее уподобленных человеку (Вилы, Сирин, Алконост).

На низшем уровне размещались существа, наиболее отдаленные от человекоподобия – домовые, лешие, русалки и пр.