Формы способа социальной коммуникации (межличностная, групповая, массовая) и книга

Возникнув в индивидуальном сознании автора, литературное, музыкальное, изобразительное произведение еще не становится произведением литературы, музыки, изобразительного искусства как форм общественного сознания. Но от авторского сознания произведение уже отчуждено средствами языка, письма, нотной записи и изображения, существует в относительно самостоятельной по отношению к автору материально-предметной форме - в форме письменного документа и потому обладает возможностью стать доступным сознанию других.

Произведение еще не становится фактом общественного сознания по причине ограниченных возможностей письменности. Рукописная книга была способом исторически элитарной «коммуникации как документ письменности, изготовлявшийся и распространявшийся в ограниченном количестве экземпляров. Эти экземпляры различались по деталям содержания, по тексту, по внешнему исполнению и были относительно самостоятельными произведениями письменности. Это говорит об элитарности античной духовной культуры и культуры эпохи феодализма.

Межличностная и групповая коммуникация в ее письменной форме существует и сегодня в таких формах, как частная переписка, служебная переписка учреждений и организаций, служебная документация ограниченной сферы распространения, ксерокопирование научных отчетов. Исторические формы этого способа коммуникации изменились, сфера его функционирования расширилась, средства реализации усовершенствовались.

Такие формы групповой коммуникации называются документальными и являются объектом исследования документалистики, информатики. Документ здесь - «материальный объект, содержащий закрепленную информацию и предназначенный для ее передачи и использования» или «любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована социальная информация в целях ее хранения и распространения». Документ в коммуникационном процессе - диалектическое единство семиотической (знаковой) информации и материального носителя. И в этом смысле книжное издание - тоже документ.

Таким образом, авторское произведение уже существует в обществе как объективное явление социальной действительности в форме произведения словесности, письменности. Есть и другие формы групповой социальной коммуникации, наличие которых проясняет и подтверждает ее сущность: театрализованное представление пьесы, переводы литературных произведений с одного языка на другой, авторские чтения произведений, художественная выставка, концертное исполнение музыкального произведения.

Подобная форма коммуникации не предполагает необходимости обязательного выражения группового контекста текстом группового произведения и обязательного отражения этого произведения членами общества, «обобществления» контекста и текста авторского произведения. Групповая документальная коммуникация - способ организации произведения, существующего в виде письменного документа, в групповой контекст.

Произведением общественного сознания авторское литературное, музыкальное, изобразительное произведение становится лишь в социальных коммуникационных системах «литература», «музыка», «изобразительное искусство». Литературу, музыку, изобразительное искусство правомерно квалифицировать как коммуникационные системы.

Именно средствами этих коммуникационных систем происходит процесс превращения авторского литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение общественного. Этот результат и есть произведение духовной культуры, существует он в форме произведения литературы, музыки, изобразительного искусства. А сам процесс отражения составляет сущность процесса социальной коммуникации.

Процесс отчуждения и обобществления произведения протекает в сфере духовной деятельности общества, поэтому термины эти здесь применяются в философском смысле. Отчуждение произведения не означает изъятия его из сознания автора, а обобществление не означает отрицание авторства. Например, «Евгений Онегин», отчужденный от сознания А.С. Пушкина и «обобществленный» отечественной и мировой духовной культурой, не перестает быть произведением великого русского поэта.

Сущность книги как объективного явления социальной действительности заключается в том, что она представляет собой одну из форм способа превращения, организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания, т.е. является одной из форм способа социальной коммуникации.

Такое превращение становится реальностью вследствие преодоления пространственно-временной ограниченности способа групповой коммуникации «письменность». Это происходит в процессе исторического развития письма с появлением и совершенствованием механического, машинного письма (печати, полиграфии), обеспечивающего возможность изготовления множества копий текста произведения письменности, т.е. тиража, вследствие превращения произведения письменности в произведение печати и движения тиража, совокупности экземпляров издания в пространстве и времени.