Судовые кабели и провода

 

Передача электрической энергии в силовых и осветительных сетях и телефонная связь осуществляются при помощи кабелей и проводов.

Кабель состоит из одного или нескольких изолированных проводни­ков, заключенных в общую защитную, а поверх нее герметичную оболочки. Кабели можно прокладывать в сырых помещениях и на открытой палубе.

Провод по сравнению с кабелем имеет облегченную защитную оболочку. Поэтому провода прокладывают только в сухих и отапливаемых помещениях.

Кабели и провода для силовых и осветительных установок рассчи­тывают на напряжение до 700 В переменного или 1000 В постоянного тока, для телефонных установок - на напряжение 100 В постоянного тока.

Помимо судовых проводов, внутри приборов и аппаратуры применяют изолированные монтажные провода, допускающие непо­средственную прокладку по металлическим деталям. Для соединения антенны судовой радиостанции с антенным вводом применяют раз­новидность неизолированных проводов - антенные канатики.

К кабелям и проводам предъявляется ряд требований, обуслов­ленных особенностями прокладки и эксплуатации: повышенная гибкость (что важно при прокладке трасс в ограниченных по размеру судовых помещениях); электрическая прочность изолирующих оболо­чек; негорючесть; стойкость к воздействию воды, масла и др.

Токоведущие жилы скручивают из отдельных отожженных медных проволок с площадью поперечного сечения от 0,35 до 625 мм2 для силовых кабелей и проводов и 1 мм2 для телефонных проводов.

Жилы заключены в изолирующую оболочку из резины, поливинилхлоридного пластиката и полиэтилена, стекловолокна, фторопласта-4 и др.

Наружные защитные оболочки кабелей изготовляют из маслобензостойкой, не распространяющей горения резины, шлангового поливинилхлоридного пластиката и свинца. Поверх изолирующей оболочки кабели и провода могут иметь металлические оболочки различного назначения.

Для уменьшения помех радиоприему применяют экрани­рующие оболочки из медной луженой проволоки, охватывающие весь кабель, жилы внутри кабеля экранируют металлизированной бумагой.

Для защиты от механических повреждений используют неэкранирую­щую оплетку из стальной оцинкованной проволоки (панцирную оплет­ку) или металлическую броню из стальной ленты или проволоки. Лента (проволока) наматывается спирально и образует сплошной цилиндри­ческий слой. Допускается применение кабелей с оболочками из меди, чистого свинца и его сплавов.

Обозначение кабелей и проводов состоит из марки, числа жил и площади их поперечного сечения, значения допустимого напряжения (например, кабель КНРЭ 3x25).

Буквы в марке обозначают:

- для кабелей силовых приемников и осветительных приборов: К - кабель, Н - негорючий, Р - резиновая изоляция жил и наружная оболочка, П - оплетка из стальных оцинкованных проволок ( «панцырь» ), Э - экранированный, М - морской, Б - изоляции на основе бутилкаучука, В - поливинилхлоридная оболочка, О - облегченный.

На судах для таких приемников применяют кабели типов КНРк, КНРП, КНРЭ, КБН, КБНЭ, КОВЭ (при неподвижной прокладке) и РШМ, НРШМ (при подвижной).

- для кабелей управления, связи, телефонии (в дополнение к указанным выше обозначениям): С - судовой, М - малогабаритный, Т - телефонный.

К таким кабелям относятся кабели типов КНРТ, КНРТП, КНРТЭ, КНРЭТЭ и др. Если буква Э находится внутри марки кабеля, то это означает, что экранируется одна или несколько жил, если в конце марки, то экранируется весь кабель.

Судовые кабели и провода имеют, как правило, многопроволочные жилы, что увеличивает их гибкость и исключает переломы жил вслед­ствие вибрации и других механических воздействий.

Количество жил в различных кабелях составляет 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 19, 24, 27, 30, 33, 37, 41, 44, 48, 52 и 61, что удовлетворяет потребностям судовых электрических сетей любого назначения.

Внедрение новых видов изоляции с повышенными тепловыми нагрузками (бутилрезиновая, кремнийорганическая, минеральная и др.) позволяет уменьшить массу кабельных сетей вследствие уменьше­ния толщины изоляционных оболочек и одновременно увеличить срок службы кабелей. Последнее позволяет обойтись без трудоемкого и дорогостоящего ремонта кабельных трасс в течение всего периода эксплуатации судна.

Следует заметить, что применение на судах кабелей с минеральной изоляцией проблематично. Такие кабели представляют собой медную трубку, внутри которой запрессованы в непроводящей окиси магния одна или несколько медных жил. Эти кабели огнестойки, компактны, долговечны, однако их недостатком является отсутствие гибкости.

На судах кабели и провода прокладывают в виде кабельных трасс, состоящих из отдельных кабелей или групп кабелей. Последние образуют ряды и пучки.

Ряд - это группа кабелей, имеющая общее крепление, в которой каждый кабель соприкасается с двумя соседними, кроме крайних (рис. 8.2, а).

Если группа кабелей состоит из двух рядов, не разделенных зазором и имеющих общее крепление, то прокладка называется 2-рядной (рис. 8.2, б).

Если в группе 3 и более рядов, кабели образуют пучок (рис. 8.2, в).

Рис. 8.2. Способы прокладки Рис. 8.3. Кассета со скользящим

кабелей: а – 1-рядный; 2 – 2-ряд- замком

ный; в - пучком

 

Ряд - это группа кабелей, имеющая общее крепление, в которой каждый кабель соприкасается с двумя соседними, кроме крайних (рис. 8.2, а).

Если группа кабелей состоит из двух рядов, не разделенных зазором и имеющих общее крепление, то прокладка называется 2-рядной (рис. 8.2, б).

Если в группе 3 и более рядов, кабели образуют пучок (рис. 8.2, в).

При прокладке отдельных кабелей применяют скобы, скоб-мосты и перфорированные панели. При прокладке рядов и пучков кабелей применяют специальные подвески, называемые кассетами (рис. 8.3).

Кассеты приваривают к корпусу судна на определенном расстоянии одна от другой по длине трассы, их можно устанавливать вертикально, горизонтально и наклонно.

Пучки кабелей в кассеты укладывают без крепления, что значительно ускоряет и упрощает монтажные работы. Кассетами и скобами крепят кабели с площадью поперечного сечения пучка соответственно до 400 и 150 см2. Применяется также свободная укладка кабелей в трубы и желоба.

Кабельные трассы должны быть по возможности прямыми, доступными для осмотра и обслуживания.

Места изгиба кабелей должны иметь определенное значение внутреннего радиуса R: обычно R = ( 2…10)d, где d - внешний диаметр кабеля.

Металлические или броневые оболочки кабелей должны быть надежно заземлены, т. е. электрически соединены с корпусом судна. Для заземления применяют медный провод или металлические скобы, плотно прилегающие к оболочке кабеля. Если кабель проходит через кабельный сальник, для заземления применяют кольца, находящиеся внутри сальника.

Для образования ответвлений от судовых кабелей и проводов применяют разветвительные (крестовые) коробки, внутри которых электрическое соединение кабелей проводят при помощи винтовых зажимов.

Для маркировки кабелей и проводов применяют бирки - латунные или фибровые пластинки, прикрепленные к кабелю узким пояском из латуни или оцинкованной стали. На пластинки наносят необходимые маркировочные надписи.