Вопросы и задания

1. Какие древнегреческие философы до Платона говорили о том, что воспринимаемый нами мир может не совпадать с настоящей реаль­ностью?

2. Как соотносятся идеи и вещи? Возможно ли полное воплощение идеи в вещи? Например, замечательный мастер-краснодеревщик делает стол. Может ли этот стол стать полным и окончательным воплощени­ем идеи стола? Почему?

3. Каково содержание мифа о пещере? Перескажите его. Какие фило­софские идеи вложены в этот миф?

4. Сохранилось описание такого случая: Платон позвал неграмотного мальчика-раба и задал ему ряд вопросов по математике. Мальчик математику, конечно, не учил, но с помощью наводящих вопросов Платона дал правильные ответы. Как вы думаете, что хотел доказать таким образом Платон?

5. Однажды Платон спорил с киником Антисфеном, который утвер­ждал, что он видит льва, но не видит «львиности» (идеи льва). Платон иронично ответил ему: «У тебя есть орган чувственного восприятия, глаза, чтобы увидеть отдельный предмет, но у тебя нет органа, ко­торым воспринимаются идеи предметов». Какой орган имел в виду Платон?

6. Как должно быть устроено идеальное государство по Платону? С ка­кими идеями платоновской утопии вы согласны, а с какими — нет?

7. От чего зависела принадлежность к одному из сословий в идеальном государстве Платона?

8. Какие идеи характерны для объективного идеализма?

 

 

Философия Аристотеля

Так же, как человек достигнув полного развития, становится лучшим из живот­ных, то освободившись от закона и спра­ведливости, он становится худшим из них.

Аристотель

Наш рассказ о древнегреческой философии получается одно­временно рассказом об учителях и учениках. Платон был люби­мым и, безусловно, самым выдающимся учеником Сократа. Но у него самого был не менее выдающийся ученик, которого многие исследователи считают основоположником современного науч­ного мышления, — Аристотель(384—322 до н. э.). Кстати, об учениках: учеником Аристотеля был Александр Македонский, тот самый, на которого позднее равнялся Юлий Цезарь, пережи­вая: «В мои годы Александр уже завоевал полмира, а я?». Эта ли­ния — учителей и учеников — может завести довольно далеко: в истории человечества все самым удивительным образом взаи­мосвязано. Взаимосвязь эта прослеживается и в философском плане, потому что проблема общего и единичного, сформулиро­ванная Сократом, нашла свое преломление не только в плато­новской теории идей, но и в работах Аристотеля.