Проблемы информационного общества

Далее рассмотрены некоторые проблемы и противоречия, связанные с процессом информатизации и формирования информационного общества.

 

5.1 Проблема «цифрового неравенства»

Существенным явлением в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии, США доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов. Таким образом, доступ к информации и знаниям в настоящее время определяется общим экономическим развитием стран, что не стыкуется с идеями теоретиков информационного общества.

 

5.2. Правовое регулирование

Еще одной значимой проблемой является правовое регулирование в информационном пространстве и, прежде всего, в Интернете. Современные технологии предоставляют людям различные услуги в режиме «он-лайн», такие как поиск информации, электронная торговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственными структурами и т.д. Однако при этом неизбежно возникают проблемы правового характера, связанные, например, распространением непристойных или запрещенных материалов, авторскими правами, мошенничеством, несанкционированным доступом к конфиденциальной информации. Решение таки проблем требует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества. Существуют различные мнения относительно государственного регулирования Интернета, и в некоторых странах (мусульманские страны, Китай) вмешательство со стороны спецслужб и государства весьма существенно. Вместе с тем необходимо отметить, что активное вмешательство государства может приводить к ограничению различных свобод и не всегда использоваться оправданно. Так, например, государство часто вмешивается в деятельность СМИ и других органов, ограничивая доступ людей к информации или распространяя информацию, которую хочет навязать. В то же время государственные служащие вместо реальной деятельности на благо общества, зачастую занимаются деятельностью по формированию собственных имиджей и благоприятного общественного мнения.

Следует отметить, что во многих странах по ряду причин вообще нет специальных законов о регулировании содержания Интернета, и в частности законов об электронной торговле. При возникновении конфликтных ситуаций, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Однако в этом случае могут возникать конфликты законодательств – действия законные в одной стране, могут быть запрещены в другой. Решением этих проблем, по-видимому, должна стать разработка единого законодательства, регулирующего деятельность в Интернете вне зависимости от географии. В любом случае, решение проблем правового регулирования новых видов деятельности в условиях развития информационных технологий является крайне важным для поддержания порядка и устойчивого развития общества.

5.3 Личность в условиях информатизации

Влияние информатизации на формирование личности становится все более актуально темой различных исследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на психологические, социальные, этические, ценностные и другие.

Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют» одни и те же информационные продукты глобального характера (новости, реклама, художественные произведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни, присущего западной, техногенной цивилизации. Особенно сильно этот механизм «глобализации массового сознания» воздействует на молодежь. Теряется национальная идентичность, происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы. За счет информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание, происходит политическая, экономическая и культурная экспансия развитых стран.

Все большее распространение массовой культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создают некоторые психологические (и даже психические) проблемы. Создавая свой образ в виртуальном пространстве, человек может потерять адекватное восприятие реального мира.

По мере нарастания объема информации людям становится труднее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка, выбирать именно то, что нужно. Воздействие информации открывает большие возможности манипулирования сознанием и общественным мнением. Таким образом, можно говорить о таком неприятном аспекте, как утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех остальных. Попытки контроля со стороны государственных служб ставят под угрозу личностные свободы граждан.

В условиях существования открытых, легкодоступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Изменяется система образования. Мультимедийные и дистанционные технологии обучения с одной стороны способствуют раскрытию индивидуальных склонностей ребенка, а с другой приводят к уменьшению важной с точки зрения морально-этического воспитания роли учителя-наставника в образовательном процессе.

Наконец, говоря о воздействии на личность, можно упомянуть и физический аспект. Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, а, в конечном счете, сказывается и на производительности умственного труда.

 

5.4 Информация как оружие. Информационные войны.

Последнее время все большую популярность получает термин «информационная война». В общем смысле информационная война – это любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.).

Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т.д.). Однако в конце XX века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень.

Появляется новый тип войны – информационная война. Эта война ведется не обычным оружием, и в ней даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии государств эта война может быть куда более эффективна.

Бывший директор ФАПСИ Александр Старовойтов определял информационное оружие как совокупность средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Информационная атака грозит выведением из строя всех электронных систем управления страной, ее вооруженными силами, государственной инфраструктурой и т.д. Разрушатся транспортная и энергетическая (в том числе атомная) системы. Армия и флот будут беспомощны в отражении агрессии. Руководители страны окажутся не в состоянии получать необходимую информацию, принимать и реализовывать какие-либо решения. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения [19].

Однако, информационное оружие, прежде всего, может быть направлено не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может быть направлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды, дезинформации и т.п. формируется общественное мнение, меняются ценностные ориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет и другие средства на подсознание может быть столько велико, что его можно сравнить с «зомбированием» людей. А это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла.

В качестве одного из первых ярких примеров информационной войны обычно приводят противостояние СССР и США в период холодной войны, в частности программу Стратегической Оборонной Инициативы (известной как «Звездные войны»), о которой президент США Р. Рейган объявил 23 марта 1983 года. Значительно позже стало ясно, что программа представляла собой не более, чем мистификацию – на тот момент США не имели ни технических, ни финансовых возможностей ее реализации. Однако, военным руководством СССР идея СОИ была воспринята всерьез, и в определенных кругах возникло представление о существенном технологическом отставании СССР, что, по мнению ряда экспертов, в дальнейшем негативно сказалось на развитии страны и, в конечном счете, способствовало краху государственно системы на рубеже 90-х годов [1].

За последние 20 лет информационные войны (часто связанные с «правильным» освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример – война в Южной Осетии летом 2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, что информационные войны – не всегда могут быть только инструментом политической борьбы. Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т.п.