РАБОТА АППАРАТОВ ЗАЩИТЫ
К таким аппаратам относятся реле боксования РБ, реле заземления РЗ, реле давления масла РДМ, реле давления воздуха РДВ, а также автоматические выключатели и плавкие предохранители. Вместе с аппаратами защиты работают два промежуточных реле — Р1 аппаратуры АЛСН и реле управления РУ5, которое при срабатывании любого из вышеупомянутых защитных реле снижает мощность дизель-генераторной установки тепловоза.
Для защиты от боксования, кроме реле РБ, в схеме используется электронный блок YKA5, в который поступают сигналы (импульсы определенной частоты) от трех датчиков ЭДБ. Если боксования нет, то разность потенциалов между плюсовым (провод 900) и минусовым (провод 906) зажимами ЭДБ — электронного датчика боксования — равна нулю. В этом случае сигналы в электронный блок не поступают.
При начале боксования вследствие увеличения падения напряжения на обмотках тягового электродвигателя, якорь которого связан с боксующей колесной парой и поэтому вращается быстрее, между проводами 900 и 906 возникает разность потенциалов. Когда она достигает 0,5 В, от соответствующего датчика ЭДБ в блок YKA5 поступает сигнал, на который регулятор ЭР мгновенно реагирует уменьшением возбуждения возбудителя, не допуская дальнейшего боксования.
Если же боксование продолжается, то при напряжении на выходе датчика ЭДБ 5 В срабатывает вторая ступень защиты от боксования — включается реле РБ. Независимо от положения переключателя "Электроника" катушка реле РБ соединена с "минусом" через электронный регулятор ЭР.
При включенном переключателе ПЭ даже после срабатывания реле РБ уменьшение возбуждения возбудителя продолжает осуществлять электронный блок YKA5. Если же переключатель ПЭ выключен, то его контакты между проводами 246 и 245 разомкнуты, и при включении реле боксования размыкающие контакты РБ между этими же проводами разрывают цепь питания катушки реле РУ5.
Две пары замыкающих контактов реле РУ5 между проводами 44 и 52 разрывают цепь питания обмотки параллельного возбуждения возбудителя, вследствие чего возбуждение возбудителя (а значит и возбуждение тягового генератора) уменьшается. В результате уменьшается ток в силовой цепи, что вызывает снижение силы тяги тепловоза.
Одновременно размыкающие контакты реле РУ5 между проводами 202 и 75 замыкают цепь питания катушки реле РСМД2, т.е. якорь сервомотора СМД начинает вращаться в сторону уменьшения подачи топлива. Частота вращения коленчатого вала дизеля уменьшается. Это также приводит к снижению тока в силовой цепи, способствуя прекращению боксования.
Реле заземления РЗ служит для предотвращения короткого замыкания в силовой цепи тепловоза. Катушка реле проводом 40 соединена с корпусом тепловоза. Другой вывод катушки через провод 47, контакты выключателя ВРЗ и провод 12 соединен с "минусом" тягового генератора. При пробое на корпус в силовой цепи ток через поврежденное место поступает в катушку реле РЗ, а затем уходит на "минус" тягового генератора. После включения реле его размыкающие контакты между проводами 254 и 242 обесточивают катушку контактора KB, в результате чего тяговый генератор теряет возбуждение, т.е. с дизеля полностью снимается нагрузка.
Одновременно замыкающие контакты KB между проводами 202 и 219 разрывают цепь питания катушки реле РУ5, что приводит к автоматическому снижению частоты вращения коленчатого вала дизеля. В этом случае частота вращения вала снижается до минималь-ной, т.е. предотвращается возможность того, что дизель пойдет "вразнос".
Реле давления масла РДМ исключает возможность работы дизеля на 6—9-й позициях при пониженном давлении масла. Контакты РДМ подключены параллельно размыкающим контактам реле РУЗ (между проводами 219 и 246) в цепи питания катушки реле РУ5. Начиная с 6-й позиции реле РУЗ включено, т.е. его размыкающие контакты разомкнуты, и ток в катушку реле РУ5 поступает только через контакты РДМ. При давлении масла в системе ниже 2 кгс/см2 контакты реле РДМ размыкаются. Если дизель работал на 6-й позиции или выше, то реле РУ5 выключается, и частота вращения коленчатого вала автоматически снижается до 330 об/мин.
Реле давления воздуха РДВ не допускает трогания тепловоза с места при недостаточном давлении воздуха в тормозной магистрали. Контакты реле РДВ, включенные в цепь питания катушки контактора KB, замыкаются при давлении воздуха в тормозной магистрали 4,4 кгс/см2, а размыкаются при давлении 3,5 кгс/см2.
При автоматическом срабатывании клапана ЭПК, т.е. включении реле P1 аппаратуры АЛСН размыкающие контакты Р1 между проводами 609 и 294 разрывают цепь питания катушки реле РЕ. Так как замыкающие контакты РЕ между проводами 607 и 233 находятся в цепи питания катушки контактора KB, то последний выключается, и нагрузка с дизеля полностью снимается.