Работа схемы при движении тепловоза.
При приведении тепловоза в движение реверсивную рукоятку контроллера устанавливают в требуемое положение «Вперед» или «Назад», включают тумблер «Управление машинами» и штурвал контроллера переводят с нулевой на первую позицию.
При включении реверсивной рукоятки в рабочее положение получает питание один из вентилей управления реверсором, например «Вперед». Реверсор устанавливается в положение «Вперед» и силовыми контактами производит подключение обмоток возбуждения тяговых электродвигателей для движения вперед.
При установке штурвала на первую позицию блокировочными контактами реверсора Р включается катушка контактора возбуждения ВВ по цепи: контакты тумблера «Управление машинами», контакты контроллера КМ, контакты блокировки двери аппаратной камеры БК, контакты реле РУ2, контакты реле РБ1 и РБ2.
Контактор ВВ включается, силовыми контактами подключает параллельную обмотку возбуждения Ш1—Ш2 возбудителя В к вспомогательному генератору ВГ и в обмотке якоря возбудителя создается напряжение.
Одновременно от контактов реле РУ2 получает питание катушка реле времени РВ4. контактами реле РВ4 создается цепь питания катушек вентилей контакторов П1 и П2 через контакты отключателя электродвигателя ОМ.
Силовыми контактами контакторов П1 и П2 подключаются тяговые электродвигатели 1, 2, 3, 4, 5, 6 к тяговому генератору Г. Одновременно блокировочными контактами контакторов П1 и 172 создается цепь питания катушки контактора возбуждения генератора КВ через контакты контакторов Д1 и Д2, а также контакты реле РУ14, предохранитель Пр5 и контакты термореле РГ-3. Контактор КВ после включения и. о. блокировочными контактами обеспечивает питание катушек контакторов КВ и ВВ независимо от контактов реле РУ2, а силовыми контактами подключает независимую обмотку возбуждения Н1—Н2 тягового генератора Г к якорю возбудителя. В генераторе создается напряжение, и его ток начинает поступать в обмотки тяговых электродвигателей, которые приводят тепловоз в движение.
Увеличение скорости движения тепловоза осуществляется перемещением штурвала контроллера с I позиции на последующие. При этом на II положении штурвала контроллера увеличение мощности генератора происходит в результате шунтирования ступени резистора СВВ в цепи параллельной обмотки возбуждения возбудителя контактами реле управления РУ2 при частоте вращения вала дизеля, соответствующей нулевому положению контроллера. Катушка реле РУ2 получает питание от контактов контроллера на II положении.
На положениях с III по VIII мощность генератора увеличивается повышением частоты вращения вала дизеля за счет подключения в определенной последовательности контактами контроллера вентилей ВТ1—ВТ4, управляющих регулятором частоты вращения вала дизеля.