Приведение тепловоза в движение.

Реверсивную рукоятку контроллера машиниста КМ устанавливают в требуемое положение «Вперед» или «Назад» (примем, что рукоятка в положении «Вперед»). Включают на пульте управления выключатель АВ1 «Управление тепловозом и переводят главную рукоятку контроллера на 1-ю позицию. При этом получает питание катушка электропневматического вентиля Р (вперед) реверсора Р по цепи: выключатель АВ2 «Управление общее», провода 1003 и 999, контакты контроллера КМ, провода 700 и 950, выключатель АВ1 «Управление тепловозом», провода 701 и 702, контакт устройства блокировки тормоза УБТ, контакт электропневматического клапана автостопа ЭПКА (временно шунтировал по указанию ЦТ МПС), провода 705, 706 и 708, контакт реле РУ9, провода 709 и 710, контакт 20 блокировочного ключа КБ1, контакт реверсивной рукоятки контроллера КМ, провода 716, 717 и 719. Кулачковый вал реверсора поворачивается и замыкает силовые контакты Р в цепях тяговых двигателей и блокировочный контакт Р (720, 721) в цепи управления (на схеме все перечисленные контакты Р показаны в замкнутом положении). Через замкнувшийся контакт Р (720, 721) получает питание катушка реле времени РВ2 по цепи: провода 727 и 746, контакт 2 переключателя нагружения ПН, провод 748, контакты: тормозного переключателя ТП и тормозного контактора КТ, реле экстренного торможения РУ27, реле защит РУЗ, РУ2, РУ5, РМ2 и РЗ, блокировок дверей высоковольтной камеры БД1 — БД4, блокировки газового огнетушителя БГП, блокировок дверей выпрямительной установки БД5 и БД6; провод 772, зажим 2/10, провод 773, контакт реле блокировки первой позиции РУ4, провода 775 и 776. Реле РВ2 без выдержки времени замыкает свой контакт (801, 802) в цепи катушек поездных контакторов КП1 — КП6. Последние получают питание от выключателя АВ4 «Топливный насос» по цепи: контакты выключателя ВкА и тумблеров Тбб, зажим 4/1-3, провод 799, контакт 8 переключателя ПН, блокировка нагружения БН, контакт реле РВ2, контакты отключателей тяговых двигателей ОМ1 — ОМ6.

Включившись, контакторы КП1 — КП6 силовыми контактами подключают тяговые двигатели ЭТ1 — ЭТ6 к выпрямительной установке ВУ, а блокировочными контактами (777, 790) замыкают цепь питания катушки контактора возбуждения КВГ. Контактор КВГ одним контактом (304, 305) подключает обмотку возбуждения тягового генератора Г к блоку возбуждения БВГ, а другим контактом. (1415, 1416) замыкает цепь стабилизатора напряжения, от которого получает питание блок управления возбуждением БУВ.

Ток протекает по цепи: предохранитель ПР4 (+110 В), провода 1410 и 1415, контакт контактора КВГ, контакты реле РУ29, РУ24 и РУ20, провод 406, балластный резистор Rp1, стабилитроны СТ1 и СТ2, провода 402, 400 и 208, контакт разъединителя цепей РЦ2, зажим 1/1-6 («минус»). Балластный резистор Rp1 и стабилитроны СТ1 и СТ2 преставляют собой стабилизатор напряжения, к которому проводами 401 и 403 подключен блок БУВ. Вторым контактом (814, 815) контактор КВГ подает питание на катушку контактора КВВ. Контактор КВВ, включившись, одним контактом (319, 330) замыкает цепь питания обмотки возбуждения возбудителя В от источника 110 В, а другим контактором (774, 775) шунтирует контакты реле блокировки первой позиции РУ4.

После включения контакторов КВГ и KBB система автоматического регулирования (САР) возбуждает тяговый генератор. На его зажимах появляется напряжение, тяговые двигатели начинают вращаться, и тепловоз приводится в движение. Режим движения локомотива регулируют перемещением рукоятки контроллера машиниста, т.е. изменением частоты вращения коленчатого вала и мощности дизеля. При этом параметры дизеля и электропередачи регулируются автоматически регулятором дизеля и САР тягового генератора.

Для снятия нагрузки рукоятку контроллера машиниста КМ переводят на нулевую позицию. Контактами контроллера прерывается цепь питания катушек РВ2, КВГ и КВВ. Контакторы КВГ и КВВ отключаются, разрывая цепи возбуждения тягового генератора. С этого момента ток в цепи тяговых двигателей начинает быстро уменьшаться. Через 2 с размыкается контакт РВ2 (801, 802) в цепи катушек поездных контакторов КП1 — КП6, и контакторы выключаются. Благодаря выдержке времени реле РВ2 контакты КП1 — КП6 размыкаются при небольших токах в силовых цепях, что предохраняет их от повреждения электрической дугой.

Работа при маневрах может осуществляться при помощи кнопки Кн1 «Маневр», установленной для удобства пользования около бокового окна кабины со стороны машиниста. Контроллер машиниста оставляют на нулевой позиции, реверсивную рукоятку контроллера устанавливают в положение «Вперед» или «Назад», включают выключатель АВ1 «Управление тепловозом», нажимают и удерживают в нажатом состоянии кнопку Кн1, которая шунтирует контакты контроллера КМ, замыкая цепь питания катушек РВ2, КВГ и КВВ. Для удобства монтажа провод 948, идущий от кнопки Кн1, подключен не к контакту контроллера, а к зажиму 14/12-14, который проводом 999 соединен с контактами контроллера. Тяговая характеристика при нажатой кнопке Кн1 «Маневр» соответствует 1-й позиции контроллера машиниста. Чтобы отключить аппараты, кнопку отпускают.

Приведение тепловоза в движение при аварийном возбуждении тягового генератора.

На нулевой позиции контроллера машиниста переключатель ПВА устанавливают в положение, соответствующее аварийному возбуждению. При этом контактами ПВА накоротко замыкаются тиристоры Т1 и Т2 блока БВГ, в цепь возбуждения возбудителя В вводится резистор Rsa, подается питание на катушку реле управления РУ20. Включившись, реле РУ20 одним своим контактом (406, 1416) разрывает цепь питания блока БУВ, другим контактом (958, 959) подготавливает цепь питания катушки контактора КВА1, а еще одним контактом (4/7, 4/8) разрывает цепь питания катушки реле РУ25, чем исключается возможность включения электрического тормоза (при неисправной САР электрический тормоз работать не может). В остальном действия машиниста должны быть такими же, как при обычном управлении тепловозом. При переводе рукоятки контроллера машиниста на 7-ю позицию включается контактор КВА1, который контактом (334, 333) шунтирует часть резистора Raa, что приводит к увеличению тока возбуждения возбудителя и, следовательно, мощности тягового генератора. Вторым контактом (963, 964) контактор КВА1 подготавливает цепь питания катушки контактора КВА2, который включается на 12-й позиции контроллера машиниста. Контакт КВА2 (332, 331) шунтирует еще один участок резистора Raa. Это обеспечивает дальнейшее увеличение тока возбуждения и мощности тягового генератора.

Ослабление возбуждения тяговых двигателей производят как при работе САР, так и при аварийном возбуждении тягового генератора. Включение и отключение контакторов ослабления возбуждения КШ1 и КШ2 осуществляют автоматически при помощи реле перехода РП1 и РП2, а в случае выхода их из строя — вручную тумблерами Тб1 «Ослабление поля — ступень1» и Тб2 «Ослабление поля — ступень2». Для автоматического управления тумблеры Тб1 и Тб2 из нейтрального (нулевого) положения следует перевести в положение «Автоматическое». При этом питание на катушки контакторов КШ1 и КШ2 подается через контакт контроллера КМ, провода 700 и 920, тумблеры Т61 и Тб2, контакты реле перехода РП1 (929, 932) и РП2 (936, 939). Реле перехода имеет две катушки — токовую и напряжения. Сигнал, пропорциональный току тяговых двигателей, а следовательно току тягового генератора, поступает от трансформаторов тока ТрПТ1 — ТрПТЗ через схему вы- деления максимального сигнала — выпрямительные мосты В1 — ВЗ блока БС2, на выходе которых включены по- следовательно токовые катушки реле РП1 и РП2. Катушки напряжения реле перехода включены на напряжение тягового генератора последовательно с регулируемыми резисторами Rрпш1, Rрпш2. Действие токовой и напряжения катушек реле противоположно, причем катушка напряжения стремится замкнуть контакты реле, а токовая катушка и специальная пружина — разомкнуть. Если скорость движения тепловоза увеличивается, то напряжение генератора также повышается, а ток уменьшается. Благодаря этому усиливается действие катушки напряжения и ослабляется действие токовой катушки. При определенном соотношении значений напряжения и тока тягового генератора реле РП1 включается и замыкает свой контакт в цепи катушки контактора КШ1. Включившись, контактор КШ1 силовыми контактами подключает параллельно обмоткам возбуждения электродвигателей ЭТ1 — ЭТ6 соответствующие участки резисторов ослабления возбуждения Нш1 — йш6, контактом (546, 547) замыкает цепь питания катушки напряжения реле РП2, подготавливая реле РП2 к включению; контактом (544, 546) вводит в цепь катушки напряжения реле РП1 участок Р1 — РЗ резистора Врпш1, подготавливая реле РП1 к отпаданию.

Если скорость движения продолжает увеличиваться, то при новом соотношении тока и напряжения генератора включаются реле РП2 и контактор КШ2. Силовые контакты КШ2 замыкают цепи резисторов ослабления возбуждения Rш1 — Rш6, контакт (547, 548) вводит в цепь катушки напряжения реле РП2 участок Р1 — РЗ резистора Врпш2, подготавливая реле РП2 к отпаданию; контакт (585, 586) шунтирует участок регулируемого резистора Нрб1 в цепи катушки реле боксования РБ1, повышая чувствительность защиты от боксования при ослабленном возбуждении.

При уменьшении скорости движения и достижении заданных соотношений тока и напряжения тягового генератора происходит отключение реле перехода, причем вначале отключаются реле РП2 и контактор КШ2, затем реле РП1 и контактор КШ1. Требуемая последовательность срабатывания и отпадания реле перехода достигается соответствующей регулировкой резисторов Врпш1 и Врпш2.

В случае неисправности реле переходят на ручное управление. Для этого тумблеры Тб1 и Тб2 устанавливают в нейтральное положение, а при достижении соответствующей скорости движения переводят в положение «Ручное» сначала тумблер Тб1, затем при более высокой скорости — тумблер Тб2. При этом через замыкающие контакты реле РУ1 подается питание на катушки контакторов КШ1 и КШ2. До 12-й позиции контроллера машиниста реле РУ1

отключено, поэтому при ручном управлении ослабление возбуждения тяговых двигателей возможно только при работе на 12-й и более высоких позициях. Чтобы обеспечить требуемую последовательность включения контакторов (сначала КШ1, затем КШ2), тумблер Тб2 включают после тумблера Тб1. Диод Д1 (924, 925) и контакты реверсивной рукоятки КМ (940, 941) исключают ложное включения контакторов. Размыкающие контакты реле управления РУ41 (543, 544 и 548, 549) при возникновении боксования вводят в цепи катушек напряжения реле перехода участки Р1 — РЗ резисторов Врпш1 и Врпш2, veM предотвращается ложное срабатывание реле в этом режиме работы.

На тепловозе ТЭП70 предусмотрена возможность автоматического управления контакторами КШ1 и КШ2 при помощи электронных реле, расположенных в блоке электрического тормоза БЭТ. На выходе электронных реле включены электромагнитные реле РУЗО и РУ31, контакты которых РУЗО (930, 931) и РУ31 (937, 938) подключены параллельно контактам реле перехода РП1 и РП2 в цепях питания катушек контакторов КШ1 и КШ2. Электронные реле срабатывают, когда выходные сигналы на них, пропорциональные скорости движения тепловоза, достигают определенных значений. Сигналы, пропорциональные скорости движения, поступают от тахогенераторов Тг1 — Тгб. Срабатывание электронных реле (включение контакторов КШ1 и КШ2) происходит при скоростях движения соответственно 72 и 96 км/ч, а отключение — при 68 и 90 км/ч. Включение реле происходит с задержкой времени 9 — 10 с.