Рассмотрим работу схемы управления.

После включения выключателя батареи ВкБ срабатывает реле управления РУ18. Питание на его катушку поступает по цепи: зажим 7/1-7 (+110 В), провод 1245х2, выключатель АВ6

«Компрессор», провода 1234 и 1248, контакт реле давления РДК (замкнут, поскольку нет давления), провода 1249 и 1250. Реле РУ18 замыкает свои контакты (1251, 1256; 1265, 1266) в цепях катушек контакторов КТК1 и КТК2, но они пока не включаются.

Когда процесс пуска дизеля заканчивается, через 4 с. замыкается контакт контактора КРН (1246, 1275) и получает питание катушка реле времени РВ6 по цепи: выключатель АВ6 «Компрессор», провод 1246, контакты контактора КРН и реле РУ18, провода 1256 и 1257, контакт КТК1, провод 1258. Включившись, реле РВ6 замыкает свой контакт (1262, 1263) в цепи катушки КТК1 и размыкает контакт (1264, 1265) в цепи катушки КТК2. Катушка контактора КТК1 получает питание по цепи: выключатель АВ6 «Компрессор», провод 1246, контакты контактора КРН и реле РУ18, провода 1256, 1257, 1259 и 1262, контакт реле РВ6, провода 1263 и 1261. Силовым контактом контактор КТК1 замыкает цепь питания электродвигателя ЭК через пусковые резисторы RTK1 — RTK3. Компрессор начинает работать. Одним блокировочным контактом (1259, 1261) контактор КТК1 самоблокируется, шунтируя контакт РВ6 (1262, 1263), а вторым (1257, 1258) — разрывает цепь питания катушки реле времени РВ6. Через 4 с замыкается контакт реле РВ6 (1264, 1265) и на катушку контактора КТК2 подается питание. Включившись, контактор КТК2 силовым контактом шунтирует пусковые резисторы, а блокировочным (1255, 1256) — контакт реле РУ18. Частота вращения электродвигателя увеличивается, компрессор начинает работать с полной производительностью. Когда давление воздуха достигает 9 кгс/см2, размыкается контакт реле давления РДК (1248, 1249), что приводит к отключению реле РУ18. Разомкнувшийся контакт реле РУ18 (1265, 1266) отключает контактор КТК2, который, в свою очередь, контактом (1255, 1256) отключает контактор КТК1. Электродвигатель ЭК останавливается. В дальнейшем при работе дизеля контакты КРН (1246, 1275) остаются в замкнутом положении. При уменьшении давления воздуха до 7,5 кгс/см2 замыкается контакт РДК,

включаются реле РУ18 и РВ6. Последнее без выдержки времени замыкает свой контакт (1262, 1263) в цепи катушки КТК1 и контактор включается. Затем процесс пуска, работы и последующего отключения электродвигателя ЭК протекает так, как описано выше. Автоматический выключатель АВ6 «Компрессор», установленный на передней стенке высоковольтной камеры, служит для защиты цепей управления, но им можно пользоваться, когда есть необходимость вручную включить или отключить электродвигатель компрессора (при настройке РДК, проверке работы схемы и др.).

По условиям работы необходимо периодически включать и отключать вентиль ВВО сервомотора воздухоочистителя дизеля, который обеспечивает ступенчатое проворачивание кассеты с воздушными фильтрами и очистку их в масляной ванне. Для этого катушка ВВО получает питание через контакт реле РУ18 (1251, 1252), который замыкается и размыкается с периодичностью включения и отключения электродвигателя тормозного компрессора.

Для удаления влаги из устройств осушки воздуха тормозной системы необходима периодическая продувка сепаратора-осушителя. С этой целью на тепловозе установлен вентиль ВСО обратного действия, питание на катушку которого подается через контакты датчика-реле давления РДСО (1273, 1274), замкнутые при давлении выше 8 кгс/см2.

При снижении давления до 8 кгс/см2 контакты РДСО размыкаются, катушка ВСО теряет питание, вентиль открывается и происходит продувка. При остановленном дизеле и давлении ниже 7,5 кгс/см2 напряжение на ВСО подается через контакты контактора КРН (9П, 1270) и реле РУ18 (1270, 1271), поэтому вентиль включен и продувка не происходит.

Изменение частоты вращения вала дизеля осуществляется дистанционно с пульта управления перемещением рукоятки контроллера машиниста КМ, имеющего нулевую и пятнадцать рабочих позиций. От его контактов, замыкающихся и размыкающихся в соответствии с разверткой контроллера, получают питание электромагниты МР1— МР4 регулятора дизеля. Каждой комбинации включения электромагнитов соответствует определенная затяжка всережимной пружины регулятора и, следовательно, определенная частота вращения вала дизеля. На нулевой и 1-й позициях контроллера машиниста частота вращения одинакова и равна 350 об/мин, на 2-й позиции — 550 об/мин, на каждой последующей позиции частота увеличивается на 34 — 35 об/мин, достигая на 15-й позиции 1000 об/мин. Неравномерная разбивка частоты вращения по позициям контроллера машиниста, т.е. увеличение частоты вращения вначале на 200 об/мин (переход с 1-й на 2-ю позицию), а затем равномерно на 34 — 35 об/мин, позволило уменьшить мощность, снимаемую с вала дизеля, в зоне низких частот вращения, сохранив при этом требуемые значения мощности и силы тяги по позициям контроллера машиниста. Уменьшение нагрузки при низкой частоте вращения обеспечило болев быстрый разгон дизеля (улучшение приемистости). Например, при переводе рукоятки контроллера с нулевой на 15-ю позицию время выхода дизеля на номинальную частоту вращения 1000 об/мин под нагрузкой не превышает 30 с (при равномерной разбивке 45 — 50 с). Ускорился разгон турбокомпрессора дизеля и, вследствие этого, стал более интенсивным рост давления наддува. Кроме того, введенное ограничение подачи топлива по давлению наддува позволило существенно снизить дымность выпускных газов дизеля при переходных процессах (пуск дизеля, изменение частоты вращения).