Кризи 1929-1933 в США. «Новій Курс» Рузвельта

На президентских вы­борах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д.Рузвельтом, предложившим стране серию ли­беральных реформ, известных как "новый курс". Теорети­ческую основу "нового курса" составили воззрения англий­ского экономиста Дж.М.Кейнса о необходимости государ­ственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения . Ф.Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США дос­тиг апогея. Реформы новой администрации охватили псе сферы экономики; промышленность, сельское хозяйство, финан­совую и банковские системы, а также социальные и трудо­вые отношения.

Для предотвращения утечки золота за границу и его на­копления в частных руках с целью спекуляции 5 апреля 1933 г. был принят закон, запретивший экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче банкам гражданами США^ золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золо­том. Вслед за этим правительство Ф.Рузвелыа наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за грани­цей. Это означало ликвидацию механизма золотою стандар­та в стране и начало стремительного обесценивания доллара по отношению к золоту; стоимость доллара упала на 30 %.

- Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности. Одним из важнейших законов, направленных на госу­дарственное регулирование промышленности и трудовых отношений с целью выхода из кризиса, стал закон о восста­новлении промышленности, принятый 16 июня 1933 г. В со­ответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли про­мышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать "кодексы честной конкуренции", которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжитель­ность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбы­та между отдельными конкурентами- На время действия за­кона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось при­менение к кодифицированным отраслям положений анти­трестовского законодательства. предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпри­нимателям не запрещалось заключать и индивидуальные. соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12—15 дол. в неделю; б) максимальный рабочий день (8 ч); в)запрещение детского труда.

Через два года после введения в действие закона он подвергся критике со всех сторон. Недовольство рабочих было вызвано произвольной трактовкой -хозяевами неко­торых пунктов закона. Мелкие предприниматели протес­товали против усиления монополий, крупный бизнес кри­тиковал правительство за постоянное вторжение в дела промышленности, Регулирующая роль государства в период осуществле­ния "нового курса" в наиболее выраженной форме проявилась в сфере социальной политики. Самой острой оставалась проблема безработицы. С целью организации помощи безработным была создана федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Г.Гопкиясом. На помощь безработным она израсходовала свыше 4 млрд дол. Вместе с тем реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государствен­ного регулирования в системе капиталистического хозяй­ства и показали , что гибкое п умеренное регулирование экономики» особенно в трудные периоды ее развития, яв­ляется жизненно необходимы:-'. Со времени "нового кур­са" государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью стран