Кризи 1929-1933 в США. «Новій Курс» Рузвельта
На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д.Рузвельтом, предложившим стране серию либеральных реформ, известных как "новый курс". Теоретическую основу "нового курса" составили воззрения английского экономиста Дж.М.Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения . Ф.Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. Реформы новой администрации охватили псе сферы экономики; промышленность, сельское хозяйство, финансовую и банковские системы, а также социальные и трудовые отношения.
Для предотвращения утечки золота за границу и его накопления в частных руках с целью спекуляции 5 апреля 1933 г. был принят закон, запретивший экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче банкам гражданами США^ золотых запасов на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф.Рузвелыа наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и за границей. Это означало ликвидацию механизма золотою стандарта в стране и начало стремительного обесценивания доллара по отношению к золоту; стоимость доллара упала на 30 %.
- Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности. Одним из важнейших законов, направленных на государственное регулирование промышленности и трудовых отношений с целью выхода из кризиса, стал закон о восстановлении промышленности, принятый 16 июня 1933 г. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать "кодексы честной конкуренции", которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами- На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства. предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные. соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12—15 дол. в неделю; б) максимальный рабочий день (8 ч); в)запрещение детского труда.
Через два года после введения в действие закона он подвергся критике со всех сторон. Недовольство рабочих было вызвано произвольной трактовкой -хозяевами некоторых пунктов закона. Мелкие предприниматели протестовали против усиления монополий, крупный бизнес критиковал правительство за постоянное вторжение в дела промышленности, Регулирующая роль государства в период осуществления "нового курса" в наиболее выраженной форме проявилась в сфере социальной политики. Самой острой оставалась проблема безработицы. С целью организации помощи безработным была создана федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с Г.Гопкиясом. На помощь безработным она израсходовала свыше 4 млрд дол. Вместе с тем реформы "нового курса" имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали , что гибкое п умеренное регулирование экономики» особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимы:-'. Со времени "нового курса" государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью стран