Красная шляпа

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Антипод нейтральной, объективной информации.

Подозрительность, интуиция, впечатления.

Не нужно ничего доказывать.

Не нужно приводить причины или давать основания.

Мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления. Красная шляпа представляет собой опре­деленный канал, через который можно выплеснуть все это наружу и сделать легитимной частью общей карты.

Если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, они спрячутся на заднем пла­не и будут незаметно влиять на мышление. Эмоции, чувства, подозрения и интуиция сильны и реальны. Красная шляпа признает это.

Мышление в красной шляпе является почти пол­ной противоположностью мышления в белой шляпе — нейтрального, объективного и лишенного эмоциональ­ных оттенков.

...Не спрашивайте меня почему — мне просто не нра­вится эта сделка. От нее плохо пахнет.

...Я не люблю его и не хочу вести с ним бизнес. Вот и все.

...Я подозреваю, что этот кусочек земли за церковью будет дорого стоить через несколько лет.

...Этот дизайн отвратителен. Он никогда не станет модным. Это напрасная трата денег.

...Генри — мое слабое место. Я знаю, что он мошен­ник и, безусловно, злоупотребил нашим доверием. Но он сделал это со вкусом. Он мне нравится.

...Мой инстинкт говорит мне, что эта сделка никогда не выгорит. Она обречена на провал.

...Я чувствую, что это безнадежное положение. Мы обречены, если пойдем на это, и если не пойдем — тоже обречены. Давайте из этого выбираться.

...Я не думаю, что честно скрывать эту информацию до тех пор, пока не заключена сделка. . Человек, который хочет выразить свои чувства, дол­жен потянуться за красной шляпой. Эта шляпа дает официальное право выражать эмоции, предчувствия и т. и. Красная шляпа никогда не обязывает обосновы­вать или объяснять свои чувства. Надев красную шляпу, вы можете играть роль эмоционального мыслите­ля, который скорее реагирует и чувствует, чем делает рациональные шаги.

 

Мышление в красной шляпе

РОЛЬ ЭМОЦИЙ

Мешают ли эмоции мышлению или же являются его частью?

В какой момент возникают эмоции?

Могут ли эмоциональные люди быть хорошими мыслителями?

Согласно традиционной точке зрения, эмоции ме­шают мышлению. Предполагается, что хороший мыс­литель хладнокровен и отрешен, что на него не влияют эмоции. Он должен быть объективным и рассматри­вать факты, как они есть, а не в соответствии со своими эмоциональными состояниями. Иногда даже утверж­дают, что женщины слишком эмоциональны, чтобы быть хорошими мыслителями. Говорят, что женщинам не хватает отрешенности, необходимой для принятия правильных решений.

В то же время хорошее решение должно завершать­ся эмоциями. Я придаю особое значение именно за­вершающему этапу. Когда мы используем мышление, чтобы составить карту, мы руководствуемся предпочте­ниями и эмоциями. Позже я вернусь к этому моменту.

Эмоции придают значимость мыслительному про­цессу и приспосабливают его к нашим потребностям и сиюминутному контексту. Они являются необходимой составляющей деятельности мозга, а не вторжением в эту деятельность, не пережитком эпохи Животного выживания.

Эмоции могут повлиять на мышление в трех слу­чаях.

Мышление может происходить на фоне сильного чувства страха, злости, ненависти, подозрения, завис­ти или любви. Этот фон ограничивает и искажает лю­бое восприятие. Надевание красной шляпы дает воз­можность определить влияние чувств на мышление. Весь процесс мышления может быть обусловлен та­ким фоновым чувством. Оно может быть связано с каким-то человеком, ситуацией или другими причи­нами.

Во втором случае эмоции возникают из-за первона­чальных ощущений. Вы чувствуете себя оскорблен­ным, и поэтому все размышления о вашем обидчике окрашены этим чувством. Вы чувствуете (возможно, ошибочно), что кто-то что-то говорит ради собствен­ной выгоды, и поэтому не верите его словам. Вы чувствуете, что за словами скрывается реклама, и потому не верите им. Мы выносим такие поспешные суждения очень быстро и запираемся внутри чувств, вызван­ных этими суждениями. Мышление в красной шляпедает возможность выносить такие чувства прямо на поверхность сразу же, как только они возникают.

...Если бы мне пришлось надеть красную шляпу, я сказал бы, что ваше предложение более выгодно для ваших собственных интересов, чем для интересов ком­пании.

...Красная шляпа подсказывает мне, что вы хотите противостоять слиянию компаний скорее для того, чтобы сохранить свою работу, а не для того, чтобы принести пользу владельцам акций.

Третий момент, когда эмоции могут подняться на сцену, — это когда карта ситуации уже составлена. Та­кая карта должна отражать и эмоции, вызванные наде­ванием красной шляпы. Эмоции — в том числе и жела­ние собственной выгоды — используются при выборе пути на карте. Каждое решение имеет свою ценность. Мы эмоционально реагируем на ценность. Наши реак­ция на ценность свободы эмоциональна (особенно если ранее мы были лишены свободы).

...Теперь, когда у нас есть ясная картина ситуации, в которой мы, скорее всего, окажемся, давайте наде­нем красные шляпы мышления и сделаем эмоциональ­ный выбор дальнейших действий.

...Из двух возможностей выбора — продолжать за­бастовку или соглашаться на переговоры — я предпо­читаю первый вариант. Мне не кажется, что это подхо­дящее время для переговоров. Ни одна из сторон не потерпела достаточно, для того чтобы согласиться что-нибудь уступить.

Для тех, кто видит ценность выражения чувств в процессе мышления, красная шляпа предоставляет полезные средства легитимизации этих эмоций, что­бы они могли занять свое место на конечной карте.

Но может ли мышление в красной шляпе выпус­тить когда-либо на поверхность те эмоции, которые должны быть скрыты?

...Я против ее назначения, потому что завидую ей и ее стремительному карьерному росту.

Открыл ли бы кто-нибудь когда-нибудь такую за­висть? Наверное, нет. Но идиома красной шляпы по­зволяет обойти это.

...Я собираюсь надеть свою красную шляпу и затем сказать, что несогласие с продвижением Анны по служ­бе может быть частично основано на зависти.

Альтернативный вариант:

...Я собираюсь спрятаться под своей красной шля­пой и сказать, что против продвижения Анны по служ­бе. Просто я так чувствую.

Также следует помнить, что человек глубиной сво­его разума может решить надеть красную шляпу мыш­ления. Это позволяет вынести свои эмоции на поверх­ность легитимным образом.

...Тут может присутствовать элемент страха — стра­ха перед трудностями, связанными со сменой работы.

...Да, я очень зол. И в данный момент я просто хочу вернуть свое.

...Я должен признать, что эта работа делает меня несчастным.

Мышление в красной шляпе воодушевляет к поис­ку: «Какие эмоции вовлечены в данный процесс?»

 

Мышление в красной шляпе

ИНТУИЦИЯ И ПРЕДЧУВСТВИЯ

Насколько надежна интуиция?

Насколько ценна интуиция?

Как использовать интуицию?

Слово интуиция используется в двух смыслах. Пер­вый — интуиция как внезапное озарение. Это значит, что нечто понимаемое ранее одним способом внезапно начинает пониматься по-другому. Это может вылиться в творческий акт, научное открытие или решение мате­матической задачи.

...Переключите внимание с победителя на тех, кто проиграл, и вы быстро поймете, что для того, чтобы определить победителя из числа 131 участника, необ­ходимо провести 130 матчей, чтобы выявить 130 про­игравших.

Еще одно использование слова «интуиция» подра­зумевает мгновенное схватывание и понимание ситу­ации. Это результат сложного суждения, основанного на опыте, — суждения, которое, возможно, не может быть классифицировано или даже не имеет словесного выражения. Когда вы узнаете друга, то делаете это мгновенно, как создавая сложное суждение, основан­ное на многих факторах.

...У меня есть предчувствие, что электромобиль просто не будет продаваться.

Такое предчувствие может быть основано на знаниирынка, опыте работы с подобными продуктами и понимании динамики рынка в этом ценовом диапазоне.

Здесь я хочу разобраться с предчувствиями, основанными на «сложных» суждениях.

Интуиция, предчувствия и чувства находятся близ­ко. Предчувствие — это гипотеза, основанная на инту­иции. Чувство может колебаться от чего-то вроде эстетического чувства (почти что дело вкуса) до опреде­ленного суждения.

...У меня есть чувство, что в решающий момент я ^отступлю.

...У меня есть сильное чувство, что этот проездной билети этот велосипед являются ключевыми уликами расследовании убийства.

...У меня есть чувство, что это неправильная теория, на слишком сложна и беспорядочна.

Очевидно, что все успешные ученые, успешные предприниматели и успешные генералы обладают способ­ностью «чувствовать» ситуацию. О предпринимателе говорим, что у него «нюх на деньги». Подразумевая, что выгода не столь очевидна, чтобы ее замечали, но предприниматель с особо развитым нюхом на деньги может определить ее.

Интуиция не предполагает ничего безошибочного. Вазартных играх интуиция, как это печально извест­но, сбивает с толку. Если красное выпало пять подряд в рулетку, интуиция громко заявляет, что следую­щим выпадет черное. В то же время нечетные числа остаются теми же. У стола нет памяти.

Как же мы должны относиться к интуиции и чув­ствам?

Во-первых, мы легитимизируем их с помощью крас­ной шляпы. Красная шляпа разрешает нам спраши­вать про чувства, а также выражать их, делая частью мышления. Возможно, эмоции и интуиция должны иметь разные шляпы, но это только усложнит дело. Я уверен, что их можно рассматривать вместе под за­головком «чувства», даже несмотря на то что их при­рода различна.

Мы можем попытаться проанализировать причины, стоящие за интуитивным суждением, но вряд ли до­бьемся полного успеха. Если мы не можем вербально сформулировать наши причины, должны ли мы дове­рять суждению?

Будет сложно сделать крупное капиталовложение на основании предчувствия. Лучше всего рассматри­вать интуицию как часть карты.

Можно относиться к Интуиции так, как кто-то отно­сится к советникам. Если советник был надежен в прошлом, мы, скорее всего, будем уделять больше вни­мания предложенным советам. Если интуиция во мно­гих случаях не подводила, мы можем быть более склон­ны слушать ее.

...Есть все основания для того, чтобы отказаться от снижения стоимости, но моя интуиция говорит мне, что это единственный способ восстановить удельный вес товара в обороте рынка.

Опытный агент по продаже недвижимости разви­вает чувство возможности. Его опыт выражен в интуиции, которая говорит ему, какие сделки совершать, а за какие лучше не браться. Роль интуиции в сфере недвижимости может быть очень огромна, потому что она извлечена из опыта. Но ценность этой интуиции, скажем, во время предвыборной кампании может стре­миться к нулю.

Интуицией также можно пользоваться по принци­пу «в чем-то выиграешь, а в чем-то проиграешь». Ин­туиция не всегда может быть верна, но если она чаще была права, чем не права, тогда общий результат будет положительным.

Не стоит приписывать интуиции непогрешимость мистического оракула. В то же время интуиция явля­ется частью мышления. Она там. Она реальна. И она может внести свой вклад.

...Не могли бы вы поделиться чувством, возникшим у вас по поводу этого слияния компаний, когда вы радели красную шляпу?

...Моя красная шляпа подсказывает, что довольно скоро цены на имущество опять возрастут.

...Не поделитесь ли вы со мной мыслями из-под красной шляпы по поводу этой рекламной компании?

...Моя красная шляпа говорит, что это предложение не будет принято.

Где встречаются интуиция и мнение? Мы видели, о мышление в белой шляпе не позволяет выражать мнения (хотя оно может позволить сообщить мнение, высказанное кем-то другим). Это потому, что мнение основано на суждении, интерпретации и интуиции, баланс может быть на стороне суждения об известных актах или на стороне чувства, основанного на неизвестных факторах. Мнения могут высказываться под красной, черной или желтой шляпами. Когда исполь­зуется красная шляпа, лучше всего выразить мнение как чувство.

...Я чувствую, что именно скука является причиной большинства преступлений, совершаемых подростками.

...Мое чувство говорит, что кинотеатру требуется несколько широко разрекламированных акций.