Белая шляпа
ФАКТЫ И ЦИФРЫ
Не могли бы вы сыграть роль компьютера?
Рассматривайте факты непредвзято и объективно.
Никаких интерпретаций, только голые факты.
Какие факты относятся к этому делу?
Компьютеры пока не обладают эмоциями (хотя нам, наверное, придется сделать их эмоциональными, если потребуется научить их мыслить разумно). Мы ожидаем, что в ответ на наши запросы компьютер будет выдавать только факты и цифры. Мы не ждем, что компьютер начнет спорить с нами, используя факты и цифры лишь для аргументации своих доводов.
Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщаются, как есть. Факты и цифры, приведенные в рамках аргументации, никогда не могут рассматриваться объективно.
Таким образом, нам очень нужен кто-то, кто мог бы изменить ход разговора, сказав: «Только факты, пожалуйста, — без аргументов».
К сожалению, в рамках западного мышления, основывающегося на споре, предпочитают вначале приводить вывод и лишь затем — подкрепляющие его факты. Выдвинутый мной картографический тип мышления основывается на том, что вначале следует составить карту и лишь потом выбирать путь. Это означает, что для начала нам нужно располагать фактами и количественными данными.
Таким образом, белая шляпа мышления - это удобный способ выдвинуть на первый план нейтральное и объективное рассмотрение фактов и цифр.
Мышление в белой шляпе
ЯПОНСКИЙ ПОДХОД
Обсуждение, доказательство и согласие.
Откуда берутся идеи, если никто их не выдвигает?
Вначале составьте карту.
Японцы никогда не перенимали западной привычки спорить. Возможно, это связано с тем, что в феодальном обществе высказывать несогласие было слишком невежливо или даже рискованно. Или, быть может, с тем, что взаимное уважение и чувство собственного достоинства слишком важны для японцев, чтобы они позволяли себе критиковать друг друга или спорить.
Участники встреч в западном стиле приходят со своими точками зрения и во многих случаях ждут от обсуждения определенного результата и согласия других участников с этим ожидаемым конечным выводом. Далее встреча состоит из споров по поводу каждой точки зрения, в ходе которых участники могут увидеть, кто из них выдержит критику и найдет больше сторонников из числа присутствующих.
Таким образом, первоначальные идеи изменяются и улучшаются. Это похоже на ваяние мраморной скульптуры, когда из каменной глыбы высекается конечный продукт.
Японские встречи не имеют согласительного характера.
Западным людям тяжело понять, что японцы приходят на встречи без заранее сформулированных идей. Цель встречи — слушать. Тогда почему встреча не проходит в абсолютной тишине? Потому что каждый последующий участник в ответ на выступления предыдущих надевает белую шляпу и излагает свою порцию нейтральной информации. Постепенно карта становится более точной. Она становится богаче и детальнее. Когда карта составлена, все ясно видят путь. Я не утверждаю, что этот процесс длится всего одну встречу — он может растянуться на недели и месяцы.
Суть в том, что никто не высказывает заготовленных идей. Информация излагается в манере белой шляпы, медленно организуясь в идею. Это происходит на глазах у участников.
Западная точка зрения такова, что форму идеи следует выковывать в спорах.
Японская точка зрения состоит в том, что идеи рождаются, как зародыш кристалла, и затем вырастают, приобретая определенную форму.
Мышление в белой шляпе
ФАКТЫ, ИСТИНА И ФИЛОСОФЫ
Насколько правдив факт?
Какую ценность имеют языковые игры философии?
Истины абсолютные и истины «в общем и целом».
Правда и факты не настолько тесно связаны, как может представляться большинству людей. Правда относится к словесной игровой системе, известной философия. Факты имеют отношение к поддающемуся проверке опыту. Если лебеди, которых нам случалось видеть, были белыми, можем ли мы осмелиться заявить, что все лебеди белые? Можем — так мы и делаем. На данный момент утверждение является правдивой сводкой нашегo опыта. В данном смысле это тоже факт. Первый же черный лебедь, которого мы видим, делает утверждение ложным. Таким образом, мы перешли от правдивости ко лжи с поразительной внезапностью, же время, если смотреть на факты, то мы имеем опыт знакомства с сотней белых лебедей против опыта знакомства с одним черным лебедем. Таким образом, исходя из опыта, мы можем сказать: «Большинство лебедей белые»; «В общем и целом лебеди белые»; «Чуть больше девяноста девяти процентов лебедей белые».
Эта штука под названием «в общем и целом» чрезвычайно практична («В общем и целом дети любят мороженое»; «В общем и целом женщины пользуются косметикой»), но не имеет никакого значения для логики. Слово «все» играет существенную роль в утверждении «Все лебеди белые». Это связано с тем, что логика должна следовать от одной абсолютной истины к другой: «Если это правда, тогда из этого следует...»
Когда мы сталкиваемся с первым черным лебедем, утверждение «Все лебеди белые» становится ложным, если только мы не решим назвать черного лебедя как-нибудь по-другому. Теперь суть вопроса сводится к словам и определениям. Если мы решаем оставить белизну существенным свойством лебедя, тогда черный лебедь является чем-то другим. Если мы отказываемся от белизны как существенной части определения, тогда мы можем включить в него черного лебедя, основывая определение лебедя на других признаках. Составление таких определений и манипулирование ими являются сущностью философии.
Итог мышления в белой шляпе — информация, которую можно использовать. Так что идиомы «в целом и общем» и «вообще» вполне приемлемы. Придать этим достаточно неопределенным идиомам некоторую конкретность — задача статистики. Не всегда есть возможность собрать такие данные, так что нам часто приходится использовать двухфазную систему (уверенность, проверенный факт).
...В общем и целом большие корпорации, расходующие свои средства исходя из экстраполированных данных о будущих продажах, попадают в неприятности.
(Можно указать несколько компаний, которые так делали и имели успех.)
...Если вы много работаете, то достигнете успеха в жизни.
(Многие трудолюбивые люди не особенно успешны.)
Существует спектр вероятности, который может быть выражен следующим образом:
- всегда правда;
- обычно правда;
- в общем правда;
- в общем и целом;
- скорее да, чем нет;
- где-то в половине случаев;
- часто;
- иногда правда;
- изредка правда;
- известны случаи;
- икогда не правда;
- не может быть правдой (спорно).
Как далеко позволяет зайти роль белой шляпы? Как раньше, ответ на этот вопрос кроется в широте информации. Например, иногда полезно знать, что какие-то вещи происходят лишь изредка. Корь обычно неопасна, но иногда за ней может следовать вторичная инфекция, например ушная.
Очевидно, что обладание такой информацией имеет огромную ценность. Но существует также дилемма: во втором примере люди могут преувеличить опасность энцефалита, спровоцированного прививкой, в тысячи раз. Значит, для того чтобы избежать непреднамеренной дезинформации, лучше привести реальные данные.
Возможны ли в рамках мышления в белой шляпе забавные случаи?
...Один человек выпал из самолета без парашюта и выжил.
...Говорят, Форд разработал автомобиль «Эдсель» на основе маркетингового исследования и это обернулось полной катастрофой.
Это на самом деле могут быть факты, а значит, мыслитель в белой шляпе имеет право высказывать их. Они должны быть определены как «анекдоты» или «происшествия».
...Часто разработки, основанные на маркетинговых исследованиях, не имеют успеха. Возьмем, к примеру, автомобиль «Эдсель», дизайн которого, как говорят, был основан на маркетинговом исследовании. Это была ошибка.
Приведенное выше утверждение не является примером допустимого мышления в белой шляпе, если только утверждение, что разработки, основанные на маркетинговых исследованиях, не имеют успеха, не подтверждено большим количеством фактов. Кошки могут падать с крыш, но это не является их обычным поведением.
Исключения стоят отдельно, потому что это исключения. Мы замечаем черных лебедей, потому что их обычно гораздо меньше, чем белых. Мы замечаем человека, который выжил, выпав из самолета без парашюта, потому что это что-то необычное. Пример с автомобилем «Эдсель» всегда приводят по той же причине. Цель мышления в белой шляпе заключается в том, чтобы быть практичным. Так что мы должны быть способны выдать все виды информации. Важным аспектом является ее широта.
...Все эксперты предсказывают, что процентная ставка упадет к концу года.
...Я говорил с четырьмя экспертами, и каждый из нихвысказал прогноз, что процентная ставка упадет к концу года.
...Я говорил с мистером Флинтом, мистером Зиглером, мисс Кальятто и мистером Суарезом, и все они считают, что процентная ставка упадет к концу года. Перед нами три уровня точности. И даже третий уровень может быть недостаточно полным. Я мог бы захотеть узнать, когда вы говорили с этими экспертами. Мышление в белой шляпе не подразумевает ничего абсолютного. Это направление, двигаясь в котором мы пытаемся стать лучше.