Великое переселение классов
В совокупности эти данные свидетельствуют о значительных и тревожных переменах. Новая география работающего населения США приобретает классовый характер. Она не нуждается в категориях типа "восточное побережье — западное побережье" или "солнечный пояс — пояс холода". Значительную концентрацию креативного класса можно найти в таких местах как Омаха, Литл-Рок, Блумингтон, Гейнсвилл, Олбани и Бойсе, наравне с более очевидными центрами высоких технологий вроде Сан-Франциско, Остина и Сиэтла. Корреляции между регионами с преобладанием креативного класса и регионами с преобладанием рабочего, а также креативного и обслуживающего классов, всегда негативны и указывают на то, что различные классы расселяются вокруг различных региональных центров3. Новая классовая география Америки вполне может привести к возникновению новой формы сегрегации, которая будет отличаться от расовой сегрегации или старого раскола между центром и периферией и, возможно, представлять еще большую опасность для национального единства.
Я регулярно могу наблюдать работу этих географических моделей на примере Питтсбурга. Несмотря на внушительное 22-е место в рейтинге крупных регионов и 53-е место среди всех регионов по показателям креативного класса, у Питтсбурга постоянные проблемы с привлечением членов креативного класса, особенно молодых. В Питтсбурге обучаются более 91 тысячи студентов колледжей и университетов. В процентном отношении он представляет собой шестой по количеству студентов город в США с показателем 39 студентов на тысячу жителей, что сопоставимо с такими местами, как Бостон (45,8), Сан-Франциско (45,5), Сан-Диего (46,2) и Денвер (44,0). Только Остин (72,2) находится значительно впереди, а Вашингтон, Сиэтл, Чикаго и Нью-Йорк и вовсе отстают в этом отношении4. Однако талантливая молодежь уезжает из города в таких количествах, что этот отток и необходимость привлекать новых людей со стороны были признаны местными властями одной из наиболее серьезных проблем региона.
Согласно проведенным мной фокус-группам и интервью, основная причина переезда этих людей состоит в том, что город не дает им ощущения дома — места, помогающего создать и реализовать творческую идентичность. Когда участники фокус-групп указывают на отсутствие тех или иных элементов инфраструктуры и говорят, что для них "нет места" и город "отсталый" или им "не подходит", на самом деле они подразумевают, что в Питтсбурге отсутствует структура повседневной жизни, соответствующая стилю креативного класса. Эти данные находят подтверждение в исследованиях других специалистов. Сюзан Мак-Илрой, моя коллега по Карнеги-Меллон, обнаружила, что талантливые афроамериканцы переезжают из нашего города в такие места, как Атланта и Вашингтон. Это совершенно объяснимо. Там существует значительная прослойка афроамериканцев среднего класса, к тому же это креативные центры5. Моя аспирантка Элизабет Керрид установила, что студенты иностранного происхождения также переезжают из Питтсбурга в такие центры креативного класса, как Нью-Йорк, Сан-Франциско и Вашингтон. Другой аспирант обнаружил аналогичную закономерность по отношению к гомосексуалистам6.
Таким образом, миграция креативного класса выходит за рамки расы, национальности и сексуальной ориентации. Несмотря на свои различия, представители креативного класса мигрируют в города одною типа. Афроамериканцы могут больше стремиться в Вашингтон или Атланту, а геи — предпочитать Сан-Франциско, но все они выбирают регионы со значительной концентрацией их собственного класса. Я уверен, что их решения диктуются не столько экономической необходимостью, сколько явными отличиями в образе жизни. Проблема Питтсбурга иллюстрирует великое переселение креативного класса в определенные географические районы по всей стране. А если проблемы есть у Питтсбурга, какая судьба ожидает города вроде Буффало и Гранд-Рапидс, Янгстауна и Эль-Пасо, Лаббока и Кокомо, рейтинг которых гораздо ниже? Если город не может удовлетворить интересы членов креативного класса, они переезжают туда, где сама структура повседневной жизни помогает их личному самоутверждению.