Технология проведения театрализованных детских праздников.

К театрализованному празднику относится проведение новогоднего утренника или спектакля.

Приступая к работе над любым театрализованным детским праздником надо запомнить несколько правил.

1-е правило

Новогодняя сказка должна быть увлекательной и веселой. Даже переживая за героев, дети всегда верят, что непременно будет «радостным финал». В сказке обязательно должна быть интрига, хоть и несложная. Нельзя использовать в качестве новогодней сказки всем давно известный сюжет, если его не­возможно «оживить».

2-е правило

В детской сказке, особенно новогодней, зрители всегда яв­ляются соучастниками представления. Риторические вопросы героев «взрослых» спектаклей «Как же мне быть?», «Что де­лать?», «Где искать?» и тому подобные, обращенные к самому себе, в детском театре всегда находят реальный отклик и прак­тический ответ. Не бойтесь общения с залом, даже в самых, казалось бы, необычных ситуациях. Одинокий герой сказки, заблудившийся в темном лесу, смело может обратиться к зрителям за советом, куда ему дальше идти.

3-е правило

Маленькие зрители очень любят, когда герои спектакля оказываются рядом, в непосредственной близости от них. Не ограничивайте место действия сценой. Сказочные персонажи, проходящие через зрительный зал, всегда вызывают оживление у детей. Но при этом ребята не должны вставать и разворачиваться на своих местах, чтобы увидеть и услышать, что происходит у них за спиной.

4-е правило

Дед Мороз всегда самый главный, самый добрый и самый положительный персонаж. Он может попадать в непредвиденные ситуации, его можно застать врасплох, он может что-то забыть — что поделаешь, возраст у него немаленький. Но он никогда не может выглядеть глупым, коварным или жестоким.

5-е правило

В новогодних сказках все всегда кончается хорошо. Никто не должен пострадать, даже самый отъявленный злодей. К концу пьесы все будут живы и здоровы.

6-е правило

Сохраняя сюжетную линию, пьесу можно варьировать как по количеству персонажей, так и по времени. В ней могут быть вставные номера — песни, танцы детей. Постарайтесь при этом только не превратить спектакль в концерт. Необходимость запомнить текст «слово в слово» часто тяготит юных артистов. Лучше от души сказанное «своими словами», чем мучительное «вспоминание» на сцене.

7-е правило

Используйте при постановке сказки мелодии шлягеров, хитов сезона. Всегда найдется человек, способный переделать текст известной песни. Можно воспользоваться и современной музыкой.

8-е правило

Используйте фонограмму только в музыкальных кусках. Записанные заранее песни не испортят спектакля'. К тому же можно подобрать близкий по тембру голос вокалиста, если у самого исполнителя роли полностью отсутствует слух. Но сам спектакль должен исполняться только «вживую», иначе вы никогда не сможете добиться хорошей игры артистов, а зрите­ли не почувствуют свою сопричастность к происходящему.

9-е правило, последнее

Зрителям только тогда будет весело и интересно смотреть, если и артистам будет интересно играть. Учитесь «зажигать», артисты!

Музыкальное оформление каждого спектакля не исчерпы­вается только песнями и танцами героев и вставными номера­ми. Музыка играет очень важную роль. Она создает и подчер­кивает настроение — тревожное или радостное, подчас шутливое. Музыка насыщает эффекты — превращения, вол­шебства, появления или исчезновения героев. Она задает темп той или иной сцены. Музыкальная тема может проходить, как говорится, «красной нитью» через весь спектакль. В то же время у каждого персонажа — своя музыкальная тема, даже если у него нет персональной песни.

Зажигательная финальная песня, которую исполняют все участники спектакля, несомненно, поставит в конце сказки красивую точку. Включите ее повторно уже в «минусе», т.е. без слов, и артисты смогут выходить на поклон столько раз, сколько их будут вызывать аплодисментами, а вы будете под­держивать праздничное настроение зрителей, пока они не покинут зал.

При постановке сказки можно использовать не только спе­циально написанные именно для этой пьесы мелодии, но и хорошо знакомые зрителям, т.е. шлягеры. Важно только, чтобы они соответствовали общей задаче и не противоречили образам и действию.

Постарайтесь при этом, чтобы уровень записи всех мелодий был одинаковым. Еще лучше, чтобы все мелодии были запи­саны в одном стиле, в единой инструментальной обработке.

Световое оформление спектакля подчас не менее важно, чем декорации. С помощью света можно создать бытовую или сказочную атмосферу. Свет подчеркивает происходящее на сцене. Причем правильное театральное освещение — это сочетание разных цветов. Такое освещение сделает костюмы и декорации ярче, объемнее. Грамотно подобрать свет достаточно трудно. Недаром в театре такой работой занимается не просто осветитель, а художник по свету.

Грим наряду с костюмом является одной из составляющих, необходимых для визуального, т.е. внешнего создания образа.

Грим может быть простой и характерный. Простой, повседневный грим в обычной жизни называется макияжем. Он также делится на две категории: облегченный, призванный только подчеркнуть выразительность лица и скорректировать

недостатки и используемый в дневное время при обычном освещении, и вечерний (эстрадный) грим, характерный для концертов, вечеринок и других мероприятий, где специфичес­кое освещение.

Характерный грим изменяет лицо актера в соответствии с исполняемой ролью — будь то старик или животное, а то и вовсе фантастический образ.

И для простого, повседневного грима, и для характерного можно использовать обычную косметику, которой пользуются представительницы слабого пола. Тени, тушь, косметические карандаши, пудра и помада — даже с помощью минимального набора можно достичь желаемых результатов. Однако можно воспользоваться и профессиональными гримерными принад­лежностями.

В дополнение к этому вам будут необходимы тональный крем для основы и косметическое молочко, чтобы смыть грим

после спектакля.

Косметика и грим могут вызывать раздражение и аллергические реакции, поэтому их необходимо опробовать за несколько дней до спектакля. Так же необходимо заранее продумать и выполнить грим для всех персонажей спектакля, чтобы посмотреть его соответствие с костюмом и всем задуманным образом.

Нанесение грима, особенно характерного, процесс трудоемкий, требующий значительного количества времени. Об этом необходимо помнить, чтобы успевать гримироваться перед

спектаклем.

Чтобы подчеркнуть какие-то части лица, их следует высветлить, чтобы скрыть, убрать — затемнить. Но в любом случае переход от светлого тона к темному и наоборот должен быть плавным.

Поговорим об особенностях грима в наших сказках. И начнем, конечно же, с самого главного персонажа — Деда Мороза.

Мы уже говорили, что актер, исполняющий роль Деда Мороза, должен обладать подходящим голосом и внешностью.

Грубо наложенный грим может только испортить впечатление от образа, создаваемого на сцене. Особенно это касается юных исполнителей. Старайтесь больше использовать речевые и пластические возможности раскрытия роли. Это даст гораздо больше, чем внешнее оформление образа — грим и костюм.