Алгоритм разработки учебного занятия в системе дополнительного образования

Учебное занятие в системе ДОД - это форма организа­ции учебного процесса ограниченная временными рамка­ми, предполагающая специально организованное педаго­гом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).

Занятие является главной частью учебного процесса. Оно может быть представлено как модель взаимодействия педагога и детского коллектива, рассматриваться в логике организации деятельности, где выделяются: цель, содер­жание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения. Как модель, учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

При разработке занятия педагог дополнительного об­разования внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием про­граммы, определяет взаимосвязь содержания предстояще­го занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающегося, по­этому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравст­венного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается спе­цифика занятия, логика построения (взаимосвязь и завер­шенность всех частей занятия с подведением итогов каж­дой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учеб­ного материала. На первоначальном этапе занятия педагог создает бла­гоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познава­тельной деятельности, на завершающем этапе - анализи­руются все выполненные работы и отмечаются даже са­мые небольшие достижения детей. Немаловажным мо­ментом в подготовке занятия является разумное распре­деление материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельно­сти: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. .Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Да­лее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается крат­кий конспект предстоящего занятия. Педагог обязан вы­полнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возраст­ных категорий детей, совершенствовать в своей педагоги­ческой деятельности методики здоровье сберегающих сис­тем.

Основные требования к современному занятию в сис­теме ДОД:

- постановка и комплексное решение педагогом на за­нятии задач развивающего, воспитательного и обу­чающего характера. Развитие педагогом мотивации у обучающихся к предстоящей образовательной дея­тельности;

- разработка педагогом структурных инновационных форм занятия в детском

- объединении;