Пояснительная записка

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГОУ ВПО МГПУ)

 

 

Факультет специальной педагогики

 

 

Кафедра олигофренопедагогики

и клинических основ специальной педагогики

Учебное пособие

«ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям:

050714 (олигофренопедагогика)

050715 (логопедия)

050713 (сурдопедагогика)

 

Автор: Ефимова И.В.,

кандидат биологических наук,

доцент

 

 

МОСКВА 2013 г.

Программа «Основы нейрофизиологии и высшая нервная деятельность»

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Основы нейрофизиологии и высшая нервная деятельность» предназначена для студентов заочного отделения дефектологических факультетов и факультетов коррекционной педагогики педагогических факультетов.

Курс «Основы нейрофизиологии и высшая нервная деятельность» занимает важное место в подготовке специалистов по коррекционной педагогике и психологии и является частью цикла биологических дисциплин о нейрофизиологических основах поведения и психики человека.

Наука нейрофизиология сформировалась на стыке нескольких дисциплин (нейрохирургии, психологии, физиологии) и базировалась на анализе последствий локальных поражений головного мозга.

Только относительно недавно, несколько десятилетий назад, появились технические возможности для исследования методами физиологии (регистрация биоэлектрической активности головного мозга, исследование распределения тока крови, метод позитронно-эмиссионной томографии) некоторых характеристик психических функций, тем самым, сближая задачи физиологии и психологии.

Психолог, исследуя характеристики психики своими методами (например, при помощи специальных тестов) не может обойтись без исследования объективных процессов головного мозга, чтобы ответить на вопрос, как работают отдельные части мозга при осуществлении той или иной функции.

При изучении материала данного курса предполагается, что студенты обладают начальными биологическими знаниями по анатомии, физиологии в объеме высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям.

В настоящей программе особый упор сделан на физиологию нервной системы и сенсорных систем, в связи с тем, что нарушения в деятельности именно этих систем приводит к нарушениям психической деятельности, т.к. мозг является материальным субстратом психических процессов.

Студентам данных специальностей читаются лекции и по теме «Физиология высшей нервной деятельности» с целью сформировать у будущих специалистов систему знаний теоретических основ физиологии высшей нервной деятельности и получить основные представления о закономерностях формирования высшей нервной деятельности в онтогенезе.

Целью курса является получить представление о функциональной организации мозга и физиологии сенсорных систем необходимое для понимания ряда аспектов в психологических и педагогических дисциплинах, а также сформировать у будущих специалистов систему знаний теоретических основ физиологии высшей нервной деятельности.

Программа курса состоит из двух основных разделов: 1. Основы нейрофизиологии и 2. Физиология высшей нервной деятельности.

Основными задачами курса являются изучение:

1. Физиологических основ интегративной деятельности нервной клетки;

2. Общих закономерностей работы нервных центров и координации рефлексов как основы деятельности мозга в целом;

3. Частной физиологии отделов центральной нервной системы;

4. Физиологических механизмов регуляции вегетативных функций;

5. Организации сенсорных систем и общих закономерностей обнаружения, переработки полученной информации;

6. Основных положений физиологии высшей нервной деятельности.

 

По окончании лекционных занятий и индивидуальной подготовки проводится экзамен.