Глава 10. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОПРОСНИКОВ ДЛЯ ТЕЛЕФОННЫХ ИНТЕРВЬЮ И ПИСЬМЕННЫХ ОПРОСОВ

 

В предыдущих главах мы неоднократно отмечали, что разные методы проведения опроса требуют использования разных форм вопросов и форматов опросных листов. В настоящей главе рассматриваются примеры таких различий. В целом, наилучшие результаты наблюдаются в тех случаях, когда опросный лист разрабатывается с учетом метода проведения опроса. Некоторые исследователи полагают, что в рамках одного исследования для уменьшения ошибок целесообразно сохранять один и тот же опросный лист, даже если имеют место разные методы контакта с респондентами (например, с некоторыми респондентами общаются по почте, а с другими – в личном интервью). Однако наш опыт показал, что использование идентичных вопросников при различных методах проведения опроса не уменьшает, а скорее подчеркивает различия в ответах.

В главе также рассматривается влияние способа проведения опроса на различия в ответах респондентов. В основном эти различия невелики или несущественны, поэтому они не учитываются при выборе метода сбора данных. Однако в некоторых случаях принимают во внимание определенные особенности методов. Например, респонденты дают более развернутые ответы на открытые вопросы при личных интервью, в отличие от других методов опроса.

Эта глава построена так же, как предыдущие, за исключением того, что в ней не рассматриваются новые примеры. То есть здесь обсуждаются примеры, приведенные в прежних главах и в приложениях.