Глава 9. ФОРМАТ ВОПРОСНИКА

 

Хорошо спроектированный вопросник может облегчить работу интервьюера, упростить процесс обработки данных и минимизировать погрешности измерения. Выбор формата анкеты требует более тщательного подхода, потому что респондент должен работать самостоятельно, а уровень его мотивации и подготовка ниже, чем у интервьюера.

В этой главе мы обсуждаем некоторые проблемы форматирования вопросника. Каждое из правил, взятое в отдельности, ничего не определяет, но адекватное решение по формату анкеты в целом способствует сокращению числа ошибок и повышению мотивации. Насколько мы знаем, эксперименты, подтверждающие приведенные в данной главе утверждения, еще не проводились. В работе Диллмана [24] подробно рассмотрены разные аспекты форматирования. Мы согласны с ним в целом, но по ряду проблем предлагаем другие варианты решений.

При форматировании главным приоритетом должны быть интересы респондента, далее – интервьюера и на третьем месте – персонала, занимающегося обработкой данных. Естественно, нужно стремиться к тому, чтобы вопросник устраивал всех участников. Иногда неудачный формат вопросов не меняют по той причине, что ранее они уже использовались в исследовании с аналогичной выборкой населения. Это позволяет сопоставлять результаты. Но мы полагаем, что плохой формат ведет к ошибочным ответам, снижает уровень сотрудничества и со временем – надежность результатов. Поэтому, сохраняя принятые ранее формулировки, плохо составленный вопросник желательно корректировать.