Мир человеческих ценностей.
Мир ценностей (аксиосфера) многообразен, ведь речь идет о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом, конкретных исторических эпох и народов. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах исчерпывающего ее познания следует прибегнуть к классификации ценностей.
Первая группа (выделение по субъекту-носителю) - это ценности индивидуальные (личностные), групповые и общечеловеческие. Особой пестротой среди них отличаются индивидуальные ценности, ведь каждый индивид - это целый и неповторимый мир («микрокосмос»), особый опыт и своя судьба, собственные пристрастия и устремления.
Вторая группа ценностей (выделение по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, рынок), социальные (дружба, милосердие), политические (диалог, ненасилие), духовные (знания, образы), правовые (закон, правопорядок). Особым разнообразием отличаются духовные ценности - в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Ценности (например, дружба, солидарность) закрепляют общественные отношения, формируют социальный организм как единое целое. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.
Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) - ценности материальные («предметно воплощенные») и духовные («идеальные»). К материальным ценностям принято относить прежде всего вещи, которые необходимы для повседневного существования человека (пища, одежда, жилье). Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют важное значение. К этой же группе относятся и орудия труда - от самых простых (топор, лук) и до самых сложных (компьютер, лазер). Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать человеческий способ существования человека в мире, удовлетворять его нарастающие культурные и социальные потребности, осуществлять многогранную практическую деятельность. Названная группа ценностей образует то, что часто принято именовать материальной культурой.
Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). Известно, что времена и люди меняются, но «вечные» ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Во все времена высоко оценивался Человек как существо уникальное, «высший цвет» материи. К непреходящим ценностям относится и Труд, который создал не только человека, но и богатейший мир культуры. Преходящее (например, мода, музыкальные жанры) приходит и уходит, а вечное (например, идея справедливости) остается.
Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, без которых невозможна сама жизнь человека. К высшим ценностям относятся свобода, здоровье, безопасность человека и т.п.
Что же касается духовных ценностей, то все они являются продуктами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью органов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разумеется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии - это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил человека.) Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество), т.е. в сфере Духа. В сфере Духа существуют и антиценности, например низкопробные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи. В конце XX века широкое распространение получила массовая культура, которая в значительной мере являет собой так называемый «ширпотреб», призванный удовлетворить невзыскательные вкусы потребителей.
Особое место в системе духовных ценностей человека играет идеал. По определению В.И. Даля, идеал - это «мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта». Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого мира и несет в себе представления об абсолютно совершенном, выражая стремление человека к изменению мира своего бытия. Как и все абсолютное, он недостижим, но ведь без него невозможно самоопределение человека на своем жизненном пути. Л.Н. Толстой подчеркивал, что идеал - это «... путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления, нет жизни». Идеал являет собой предельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала человек не сможет состояться как личность, как существо творческое, ищущее и деятельное.
Идеалы отличаются друг от друга не только своим содержанием. Есть истинный идеал, свидетельствующий о высокой духовности и богатстве души человека, чистоте его намерений. (Из истории известно, например, что, заканчивая гимназию, 17-летний Маркс сознательно поставил себе задачу «трудиться для человечества» и, став глубоким социальным мыслителем, избрал себе в качестве социального идеала коммунизм как строй грядущего «реального гуманизма».) Но существуют и ложные идеалы («псевдоидеалы»), которые свидетельствуют о деформациях духовного мира и даже антигуманных намерениях человека. Классическая русская литература повествует нам о таких идеалах, представленных в образах антигероев - Чичикова из «Мертвых душ» Гоголя, инженера Гарина из романа А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» и т.п.
Подлинный идеал возвышает человека и просветляет его, несет в себе конструктивный потенциал. Ложный идеал ведет к духовной деградации и падению в бездну бездуховности и небытия. Проблема идеала есть, таким образом, проблема выбора человеком своего жизненного пути и творения собственной судьбы, проблема самоопределения человека в обществе. Человек без высокого идеала не сможет устроить своего полноценного существования, и поэтому его действия будут носить спонтанный и даже непредсказуемый, а нередко и антисоциальный характер. Идеал выступает, следовательно, как необходимое условие самоукрощения человеком самого себя, как средство для придания своему бытию в мире полноты и осмысленности, а значит, и счастья.
В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духовности человека как его высокой ценности. В русской философской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался приоритет. На Руси особо относились к святым - носителям мудрости и жизненного опыта, к подвижникам - людям, совершавшим благородные и мужественные поступки, нередко с риском для своей жизни, отрекаясь от самого себя. Дух - это свет и культура, а бездуховность - это тьма и невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке. Своим источником духовность (одухотворенность человека) имеет общечеловеческие ценности. Она рождается на почве всего духовного опыта человечества, который представлен во всех формах его духовной культуры (религия, мораль, искусство и др.).
В культурно-антропологическом смысле под духовностью понимается высокий уровень развития во внутреннем мире человека так называемой «вертикальной» линии, которая символизирует подъем и восхождение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире («Кто я? Для чего я живу?» и т.п.). Духовность - это подлинно человеческое в человеке, даже если она и строится на различных мировоззренческих и культурных основаниях (светских или же религиозных). Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступают застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духовности - это проблема восхождения к высоким идеалам-ценностям - к Истине, Добру и Красоте.