Важнейшие понятия философской антропологии.

В це­лях постижения человека как предельно сложного, многомерного явления мироздания философская мысль выработала и со­держит в своем арсенале большой ряд понятий, которые в ко­нечном счете дают развернутый и достаточно полный ответ на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существова­ния в мире.

Прежде всего под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс» который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универ­сально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию. По сути дела, творческое начало и является сущностью (внутренним ядром) человека, и поэтому он может быть определен также как «гомо фабер» - «человек умелый», «мастер». Творчество, созидание - это основное содержание человеческой жизни, с помощью ко­торого раздвигается горизонт бытия человека и его жизнь ста­новится полнокровной. Очень важной характеристикой чело­века является и разумность, которая дает ему громадные преимущества перед всеми иными живыми существами и ко­лоссальные возможности для своей деятельности. Столь же значимой характеристикой человека выступает труд, т.е. спо­собность к предметно-практической деятельности, к активно­му преобразованию окружающей природы с помощью специ­альных орудий.

При изучении отдельного человека в философии и иных науках (педагогика, психология и др.) применяется понятие «индивид», которое обозначает единицу, «атом» человеческого рода. Под индивидуальностью же понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду и позволяющие ему быть самим собой. Имея в виду оригинальность любого человека и его дарований, Ф. Ницше замечал, что «...каждый человек есть однажды случающееся чудо... он прекрасен и достопримеча­телен, нов и невероятен». Понятие индивидуализма означает замкнутость человека на самом себе, доходящую иногда до про­тивопоставления себя коллективу, группе, и жизнь в основном «на себя», что выражается понятием эгоизма. Человечество представляет собой единую планетарную общность людей, которая сложилась на основе разнообразных связей между стра­нами и народами мира, отдельными людьми. Оно является продуктом становления всемирной истории и культуры. Фор­мирование единого человечества как огромного «человейника» началось еще в эпоху великих географических откры­тий (XV в.) и активно продолжается на волне современной научно-технической революции и интернационализации общественной жизни.

Ведя речь о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и вза­имодействия с обществом, вхождения в мир культуры. Лич­ность обладает прежде всего духовными качествами, представ­ляя собой как бы огромный резервуар энергии («сущностные силы»). Эта энергия является источником творческой («творя­щей») свободы, посредством которой человек преображает и совершенствует окружающий его мир. (Но энергия человека, надо заметить, может проявиться и в формах «негативной сво­боды», вплоть до разрушительных действий. Это тоже харак­теризует человека как существо противоречивое.) Социальный облик (например, мировоззрение, гражданские качества, нрав­ственные характеристики) не дан человеку извне в готовом виде, он может быть сформирован лишь при непосредственном участии самого человека. Подлинная личность не есть застыв­шее состояние, она вся динамична и пребывает в становлении. Человек, обладающий яркими личностными качествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность - это всегда творчество, победа и поражение, поиск и достиже­ние, преодоление рабства и обретение свободы.

Личность всегда несет на себе печать духа и культуры конк­ретной исторической эпохи. Как правило, для современной личнос­ти характерны высокое образование, социальная активность, деловитость и творчество, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические, нацио­нальные и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отде­ляет свою судьбу от судьбы коллектива и общества в целом, не мыслит свой путь вне Родины - «большой» и «малой».

Понятия таланта и гения указывают на степень раскры­тия в человеке его сущностных сил, творческих задатков и спо­собностей. Талантливость означает значительные достижения человека в конкретной сфере деятельности (например, в науке). А вот гениальность - это высшая степень творческой одарен­ности человека, особое сочетание способностей. Творения ге­ния характеризуются принципиальной новизной и масштаб­ностью, исключительным значением для общества и истории. Греческий философ Сократ называл гениев «детьми богов». Гений - это способность решать сложнейшие общечеловечес­кие проблемы и накладывать печать своей личности на облик эпохи, на весь ход истории (однако здесь уместно заметить, что, как сказал Пушкин, «гений и злодейство - две вещи несовмес­тные»). Подлинный гений - это жемчужина человеческого рода, он всегда служит культуре общества, несет добро и тем самым укрепляет человеческое начало в обществе. Напротив, «злой гений» - это разрушитель, который приносит смерть и страдания людям (Гитлер - типичный пример этого). В целом же философия характеризует человека как творца, созидателя еще не существовавшего мира. Ф. Ницше писал, что в каждом человеке «...тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в че­ловеке есть также и творец, ваятель, твердость молота, боже­ственный зритель и седьмой день...».

Раскрывая вопрос о сущности и природе человека, следует заметить, что человек - это живая система, единство телесного и духовного. В этой системе выделяют, в частности, структур­ный уровень - мозг, сердце и т.д. Функциональный уровень представлен, например, кровообращением, системой дыхания. Психический уровень - это деятельность центральной нервной системы и органов чувств. Сознательный уровень в человеке как системе представлен в форме сложных мыслительных процессов. (Бессознательное, иррациональное - это тоже неотъемлемое «достояние» человека, пусть даже оно скрыто и непостижимо.) Будучи живой системой, человек является единством унаследованного и приобретенного, связью прошло­го, настоящего и будущего.

По своей природе человек - существо активное, деятельное и целеустремленное. В значительной степени он сам творит собственную драму и судьбу, жизненный путь, он - автор ис­тории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание и т.д.) является способом существования человека в качестве человека, твор­ца новых реальностей. В ходе ее он изменяет (в отличие от животных, которые лишь приспосабливаются) не только ок­ружающий мир, но и свою собственную природу. Именно по­этому рука человека является его бесценным достоянием, ведь в ней запечатлен богатейший опыт предшествующих поколе­ний людей. Все качества и способности людей носят конкретно-исторический характер, т.е. изменяются и совершенствуются в ходе деятельности (сравнив для примера умственные способности первобытного дикаря и современного человека, неслож­но увидеть, что эта гигантская разница является результатом неустанной работы истории). Маркс замечал, что все пять вне­шних органов чувств человека (зрение, слух и др.) созданы исто­рией труда и промышленности.

Наряду с деятельностью человеку присущи и такие свой­ства, как прямохождение, память и воля, членораздельная речь, фантазия, способность любить и ненавидеть, плакать и смеяться, грустить, молиться.

Человек обладает механизмом не только биологического (че­рез свой генофонд), но и социального (через воспитание и куль­туру) наследования своих признаков. Во втором случае имеет­ся в виду присвоение всего того, что накоплено человечеством и представлено в разнообразных формах культуры. Это опыт и знания, способы деятельности, традиции, ценности и нормы. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации, под которой принято понимать процесс ста­новления личности, происходящий прежде всего с помощью вос­питания как специального вида деятельности. Благодаря социализации каждое новое поколение людей всегда богаче (в широком смысле этого слова) и умнее своих предшественни­ков. Это действительно так, ведь оно встает на «плечи» пред­шествующих поколений и заимствует их опыт, воплощенный в формах духовной и материальной культуры. Соответственно перед новыми поколениями открываются более широкие воз­можности и перспективы для своего существования.

Человеку присущ коллективный, сообща с другими людь­ми, образ жизни. Только в рамках совместной деятельности он и сможет формировать и развивать свои качества и способнос­ти. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от ши­роты его общения и взаимодействия с другими людьми. Горя­чими поборниками коллективистской идеи были выдающие­ся русские педагоги А.С. Макаренко и В.Л. Сухомлинский. Они были убеждены, что коллектив является самой эффективной школой становления личности. В их представлении, коллек­тив призван гармонично соединить личные и общие интересы, помочь человеку не затеряться в бурном потоке жизни.