Важнейшие понятия философской антропологии.
В целях постижения человека как предельно сложного, многомерного явления мироздания философская мысль выработала и содержит в своем арсенале большой ряд понятий, которые в конечном счете дают развернутый и достаточно полный ответ на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования в мире.
Прежде всего под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс» который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это существо разумное и универсально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию. По сути дела, творческое начало и является сущностью (внутренним ядром) человека, и поэтому он может быть определен также как «гомо фабер» - «человек умелый», «мастер». Творчество, созидание - это основное содержание человеческой жизни, с помощью которого раздвигается горизонт бытия человека и его жизнь становится полнокровной. Очень важной характеристикой человека является и разумность, которая дает ему громадные преимущества перед всеми иными живыми существами и колоссальные возможности для своей деятельности. Столь же значимой характеристикой человека выступает труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы с помощью специальных орудий.
При изучении отдельного человека в философии и иных науках (педагогика, психология и др.) применяется понятие «индивид», которое обозначает единицу, «атом» человеческого рода. Под индивидуальностью же понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду и позволяющие ему быть самим собой. Имея в виду оригинальность любого человека и его дарований, Ф. Ницше замечал, что «...каждый человек есть однажды случающееся чудо... он прекрасен и достопримечателен, нов и невероятен». Понятие индивидуализма означает замкнутость человека на самом себе, доходящую иногда до противопоставления себя коллективу, группе, и жизнь в основном «на себя», что выражается понятием эгоизма. Человечество представляет собой единую планетарную общность людей, которая сложилась на основе разнообразных связей между странами и народами мира, отдельными людьми. Оно является продуктом становления всемирной истории и культуры. Формирование единого человечества как огромного «человейника» началось еще в эпоху великих географических открытий (XV в.) и активно продолжается на волне современной научно-технической революции и интернационализации общественной жизни.
Ведя речь о личности, философия имеет в виду социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культуры. Личность обладает прежде всего духовными качествами, представляя собой как бы огромный резервуар энергии («сущностные силы»). Эта энергия является источником творческой («творящей») свободы, посредством которой человек преображает и совершенствует окружающий его мир. (Но энергия человека, надо заметить, может проявиться и в формах «негативной свободы», вплоть до разрушительных действий. Это тоже характеризует человека как существо противоречивое.) Социальный облик (например, мировоззрение, гражданские качества, нравственные характеристики) не дан человеку извне в готовом виде, он может быть сформирован лишь при непосредственном участии самого человека. Подлинная личность не есть застывшее состояние, она вся динамична и пребывает в становлении. Человек, обладающий яркими личностными качествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность - это всегда творчество, победа и поражение, поиск и достижение, преодоление рабства и обретение свободы.
Личность всегда несет на себе печать духа и культуры конкретной исторической эпохи. Как правило, для современной личности характерны высокое образование, социальная активность, деловитость и творчество, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические, национальные и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы коллектива и общества в целом, не мыслит свой путь вне Родины - «большой» и «малой».
Понятия таланта и гения указывают на степень раскрытия в человеке его сущностных сил, творческих задатков и способностей. Талантливость означает значительные достижения человека в конкретной сфере деятельности (например, в науке). А вот гениальность - это высшая степень творческой одаренности человека, особое сочетание способностей. Творения гения характеризуются принципиальной новизной и масштабностью, исключительным значением для общества и истории. Греческий философ Сократ называл гениев «детьми богов». Гений - это способность решать сложнейшие общечеловеческие проблемы и накладывать печать своей личности на облик эпохи, на весь ход истории (однако здесь уместно заметить, что, как сказал Пушкин, «гений и злодейство - две вещи несовместные»). Подлинный гений - это жемчужина человеческого рода, он всегда служит культуре общества, несет добро и тем самым укрепляет человеческое начало в обществе. Напротив, «злой гений» - это разрушитель, который приносит смерть и страдания людям (Гитлер - типичный пример этого). В целом же философия характеризует человека как творца, созидателя еще не существовавшего мира. Ф. Ницше писал, что в каждом человеке «...тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть также и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день...».
Раскрывая вопрос о сущности и природе человека, следует заметить, что человек - это живая система, единство телесного и духовного. В этой системе выделяют, в частности, структурный уровень - мозг, сердце и т.д. Функциональный уровень представлен, например, кровообращением, системой дыхания. Психический уровень - это деятельность центральной нервной системы и органов чувств. Сознательный уровень в человеке как системе представлен в форме сложных мыслительных процессов. (Бессознательное, иррациональное - это тоже неотъемлемое «достояние» человека, пусть даже оно скрыто и непостижимо.) Будучи живой системой, человек является единством унаследованного и приобретенного, связью прошлого, настоящего и будущего.
По своей природе человек - существо активное, деятельное и целеустремленное. В значительной степени он сам творит собственную драму и судьбу, жизненный путь, он - автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание и т.д.) является способом существования человека в качестве человека, творца новых реальностей. В ходе ее он изменяет (в отличие от животных, которые лишь приспосабливаются) не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Именно поэтому рука человека является его бесценным достоянием, ведь в ней запечатлен богатейший опыт предшествующих поколений людей. Все качества и способности людей носят конкретно-исторический характер, т.е. изменяются и совершенствуются в ходе деятельности (сравнив для примера умственные способности первобытного дикаря и современного человека, несложно увидеть, что эта гигантская разница является результатом неустанной работы истории). Маркс замечал, что все пять внешних органов чувств человека (зрение, слух и др.) созданы историей труда и промышленности.
Наряду с деятельностью человеку присущи и такие свойства, как прямохождение, память и воля, членораздельная речь, фантазия, способность любить и ненавидеть, плакать и смеяться, грустить, молиться.
Человек обладает механизмом не только биологического (через свой генофонд), но и социального (через воспитание и культуру) наследования своих признаков. Во втором случае имеется в виду присвоение всего того, что накоплено человечеством и представлено в разнообразных формах культуры. Это опыт и знания, способы деятельности, традиции, ценности и нормы. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации, под которой принято понимать процесс становления личности, происходящий прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. Благодаря социализации каждое новое поколение людей всегда богаче (в широком смысле этого слова) и умнее своих предшественников. Это действительно так, ведь оно встает на «плечи» предшествующих поколений и заимствует их опыт, воплощенный в формах духовной и материальной культуры. Соответственно перед новыми поколениями открываются более широкие возможности и перспективы для своего существования.
Человеку присущ коллективный, сообща с другими людьми, образ жизни. Только в рамках совместной деятельности он и сможет формировать и развивать свои качества и способности. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми. Горячими поборниками коллективистской идеи были выдающиеся русские педагоги А.С. Макаренко и В.Л. Сухомлинский. Они были убеждены, что коллектив является самой эффективной школой становления личности. В их представлении, коллектив призван гармонично соединить личные и общие интересы, помочь человеку не затеряться в бурном потоке жизни.