Принципы дифференцированного подхода в трудовом обучении.
Планируя дифференцированный подход к проведению уроков трудового обучения, учитель должен руководствоваться некоторыми принципами.
1. Принцип всестороннего изучения учебно-трудовой деятельности ребенка - с интеллектуальными нарушениями и учет ведущих интегральных качеств его личности. Реализация данного принципа состоит в построении системы наблюдений за учащимися в I — III классах с целью выявления уровня развития основных компонентов трудовой деятельности, особенностей психических процессов и индивидуальных личностных качеств каждого ребенка. Учитывая эти данные, педагог объединяет детей со сходными характеристиками в отдельные группы.
2. Принцип исправления наиболее нарушенных сторон трудовой деятельности с опорой на сохранные возможности учащихся. Данный принцип вытекает из положения о том, что адаптационные возможности учащихся повышаются в результате коррекционной работы. Поэтому важно не только развивать наиболее сохранные функции и качества умственно отсталых школьников, но и учитывать эти положительные факторы, чтобы обеспечить успешное формирование тех сторон трудовой деятельности, которые у них нарушены наиболее сильно. Как правило, у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида менее всего сформированы интеллектуальные трудовые умения (умения анализировать образец, планировать ход предстоящей работы, действовать в соответствии с планом и др.). У многих детей нарушена исполнительная сторона трудовой деятельности, немало школьников с нарушением работоспособности.
3. Принцип предупреждения ошибочных действий, обусловленных индивидуально-типическими особенностями учащихся. Выявление индивидуальных особенностей позволяет учителю предвидеть появление ошибочных действий в практической работе, усвоении знаний, поведении. Помимо обучающего эффекта предупреждение ошибок воспитывает у школьников положительное отношение к обучению в мастерских и труду в целом. Необходимость часто вносить исправления и переделывать работу создает отрицательное отношение к урокам труда.
4. Принцип связи продуктивности дифференцированного подхода с уровнем положительного отношения школьников к урокам трудового обучения. Создание психологической готовности, эмоционально-волевого настроя учащихся играет важную роль в реализации дифференцированного подхода к обучению школьников и является его необходимым компонентом. Ведь достижение коррекционных целей во многом зависит от мотивации учебно-трудовой деятельности учащихся.
5. Принцип направленности дифференцированного подхода на всемерное продвижение детей в обучении. При правильно организованной работе происходит формирование необходимых сторон трудовой деятельности, приобретение ряда знаний и умений. Необходимо постепенно повышать требования к знаниям и умениям школьников, опираясь на их успехи.