Базовые потребности.

Биологические и социальные потребности.

К биологическим относят потребности в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность человека. Ряд из них насущны. Однако биологические потребности со временем очеловечились социальными условиями и средой. Суть их сохранилась, а форма приняла многовариантность. Так каждый народ имеет национальную кухню, и традиции потребления пищи (сыроеды, вегетарианцы, мясоеды и т.д.). Биологическое происхождение имеют сексуальные потребности, но исторически отличались традиции, правила, обычаи, формы брака.

Социальные потребности формируются на основе труда и абстрактного мышления. Их отличия от первых:

- они создаются людьми в процессе преобразования природной среды и самих себя;

- социальные потребности универсальны

- они носят исторический характер

- они развиваются бесконечно и не имеют пределов эволюции;

- они в той или иной мере осознаются и поэтому подвластны контролю.

Любая социальная потребность имеет биологическую основу или компонент. Например, человеческий организм формировался в процессе труда, отсюда биологическая потребность в труде стала фундаментом социальной потребности, поскольку, трудясь человек, проявляется как личность.

Материальные и духовные потребности.

Материальные потребности – потребности человека в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта: относительно простые материальные биологические потребности и более сложные – материальные социальные потребности. К материальным биологическим относятся потребности: в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно занимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде – пошивочные и ремонтные ателье, склады и магазины, прачечные, потребностей в жилище – ремонтно-строительные организации, потребностей в благоприятной среде – уборочные службы. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные организации. Транспорт, связь и информационный сервис обслуживают каждую из перечисленных областей. Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное – это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относят труд и основанный на нем процесс материального производства, т.е. предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение – взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда.

Духовные потребности – это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни. Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении.

Потребности в познании – это стремление человека к познанию объективных явлений, свойств и закономерностей жизни. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребностей в знаниях – мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное – т.е. идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания – научное и художественное. Первое нацелено на анализ объективных законов природы и общества и их динамики, на основе фактов и обобщений. Художественное познание – это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низменных или возвышенных, трагических или комических.

Образование – это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, т.к. стало необходимым условием подготовки к труду и общению.

Воспитание – целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т.д.). Оно входит в процессе социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

На потребности в смысле в смысле жизни остановимся особо.

Формой выражения духовных потребностей является духовность. Это сложная категория философии. Она предполагает выход человека за пределы эмпирического, повседневного бытия, преодоление себя, стремление выйти на новый виток свободы. Как религиозная, так и светлая духовность проявляется в стремлении к возвышенному, в достижении высоких целей, следовании идеалу, общечеловеческим ценностям. Она проявляется в стремлении к прекрасному, к литературе, искусству. Духовные потребности обогащают духовность.

Индивидуальные и общественные потребности.

Общество состоит из индивидов, отличающихся природными задатками. На их основе формируются способности. Общество имеет потребность в их использовании.

Между потребностями индивида, групп и общества в целом есть различия, а механизм взаимосвязи отражают ряд закономерностей:

  1. общественные потребности – это сумма индивидуальных;
  2. в ряде случаев общественные потребности выходят за пределы суммы индивидуальных. Это общественные блага. Их невозможно обосновать и разложить на индивидуальные потребности. Осознание общественных потребностей происходит сложнее. Например, в России сегодня – экономические проблемы, регуляции миграции населения и т.д. одни и те же потребности имеют разное значение для общества и индивида. Так потребность в деторождении и воспитании детей насущна для общества, но далеко не для всех людей. Потребность в труде актуальна для общества, но есть ряд индивидов, не испытывающих данной потребности.
  3. взаимодействие между личными, групповыми и общественными потребностями проходят эволюционные процессы.

Рутинные и творческие потребности.

Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведенных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами, а творческие – это потребности в создании новых материальных и духовных ценностей или самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного или созданного. Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия. Так, с точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционировании и в развитии, или потребительскими и креативными. А. Маслоу делит потребности на дефицитарные (к ним относятся простейшие, насушенные) и бытийные (потребности в творческом развитии личности). Выделенные Э. Фроммом два модуса бытия – «иметь» и «быть» тоже выражают аналогичное различие в системе потребностей. Модус обладания ориентирует на потребительство и удовлетворение только рутинных потребностей, модус бытия – на удовлетворение сложных творческих потребностей, связанных не с простым поддержанием физического существования и развлечения, а с совершенствованием личности и общества в целом, с раскрытием творческих способностей людей.

В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Между ними устанавливается некий баланс. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них – насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установленные барьеры. Описание фрустрации творческих потребностей можно найти в произведениях почти всех крупных писателей – например, когда их герои занимаются неинтересной, скучной работой, живут в окружении людей, которые их не понимают и не ценят и т.д.

Взаимодействие рутинных и творческих потребностей имеет свои закономерности. Так, удовлетворение рутинных потребностей создает необходимые, хотя и недостаточные условия для развития творческих. В истории цивилизации, по-видимому, происходит медленное повышение роли творческих потребностей. Так, классик теории менеджмента Питер Друкер обращает внимание на то, что в условиях современной экономики повышение производительности работников умственного труда максимально творческого подхода к их деятельности.

Очевидно, что в постиндустриальном обществе шире востребованы творческие способности людей.