Естественная креативность

 

Все, что мы должны сделать,бросить на его пути что‑нибудь странное и необъяснимое.

Сунь Цзы

 

Мозг, подобно музыкальному инструменту, обладает замечательными эмерджентными свойствами[11]. Некоторые старинные музыкальные инструменты имели специальные струны, известные как резонирующие. На этих струнах не играют, но они резонируют из‑за колебаний других струн. Таким образом, эти струны создают музыкальные звуки помимо аккордов, которые могут исполняться на поверхностных струнах. Кажется, что эти звуки создаются из ничего. Точно так же, я полагаю, что есть резонирующие элементы у нас в мозге, которые подобно резонирующим струнам в струнных инструментах увеличивают возможности мозга и развивают способность устанавливать косвенные сложные ассоциации.

Мы обладаем способностью придумывать и создавать новые предметы из их частей, свойств внешнего мира, сущностей, посторонних мыслей и объектов. Через косвенные ассоциации («резонирующие струны» нашего мозга), мы концептуально объединяем разнородные предметы в новые идеи или изобретения. Люди начали с объединения костей животных и охоты, в результате чего появилось оружие, сделанное из кости. Тем же способом через какое‑то время мы изобрели лампочку, телевидение, космические спутники и другие технологии.

Это мышление настолько естественно для нас, что мы даже не замечаем, насколько оно фантастично. Хороший пример концептуального смешения – обычная метафора. Если вы видите метафору «они роют себе финансовую могилу», то сразу понимаете ее смысл. Однако нет никакой связи между рытьем могилы и инвестициями. Нет никакого логического способа установить связь между могилой и деньгами. Как мы узнаем, что это означает?

Сознание берет одни исходные данные (рытье могилы) и другие исходные данные (финансовые инвестиции) и без особого труда смешивает их вместе. Но смысл не содержится ни в одних исходных данных; он появляется в результате их объединения. Это объединение приводит к возникновению структуры, не представленной в исходных данных, создавая новое эмерджентное значение. Внешне без каких‑либо усилий в нашем сознании объединяются разнородные предметы, образуя обширные сети косвенных ассоциаций. Получившиеся путем смешения эмерджентные мысли и идеи кажутся простыми и понятными на сознательном уровне.

Естественная креативность означает реагирование на сущность вещей. В упомянутой выше метафоре мы устанавливаем связь между рытьем могилы и финансовыми инвестициями, потому что подсознательно реагируем на сущность метафоры, которая заключается в связи между потерей жизни и потерей денег.

Рассмотрим пример ученого, которому поручили разработать клей для использования в терапии и хирургии. Суть его задачи состоит в склеивании предметов друг с другом. Он исследовал способы, которыми одни объекты прикрепляются к другим. Однажды во время ремонта причала для своей лодки он заметил, как сильно мидии прикреплены к пирсу. Он обнаружил, что мидии выделяют вещество, которое позволяет им надежно прикрепляться к любому объекту и оставаться там под ударами океанских волн. Сегодня ученый воспроизводит клеточный состав этого вещества и разрабатывает клей, который когда‑нибудь будет использоваться для заживления сломанных костей.