DDB Needham: фокус на одной или нескольких базовых человеческих потребностях

Проверьте свою стратегию и проанализируйте, затрагивает ли она одну или несколько основных человеческих потребностей (в популяр­ности, любви и сексе, желании чувствовать себя привлекательным и желанным, стремлении к обладанию материальными вещами, наслаж­дении жизнью через комфорт и удобства, создании уютной семейной обстановки, заботе о своем здоровье).

В процессе разработки стратегий агентство DDB Needham пытается эксплуатировать эмоциональные и рациональные вознаграждения. Например, сыр обеспечивает индивиду следующие вознаграждения:

 

1. Вознаграждения в процессе использования: удобство (практиче­ское), новый вкус (сенсорное), благодарность со стороны чле­нов семьи (социальное), укрепляет убеждение в том, что вы хо­роший повар (эго-удовлетворение).

 

 

____________________

* Anna Velasco, «Swimming with the Big Fish, Fisher Communications Makes It Big, but Stays Small», The State, 29 Aug. 1999, p. G6.

** From the Saatchi & Saatchi Business Communications Web site, 1999.

Стиль. Мощь. Производительность. Роскошь. Обо всем этом сказано в рекламах автомобилей «Lincoln» — и больше. Обратите внимание, что расположение текста усиливает контакт с читателем. Текст сообщения в первой рекламе автомобиля «Lincoln LS» располагается вдоль уходящей за горизонт дороги. А на второй рекламе текст отражает движение водителя при переключении передачи с первой скорости на пятую (ускоряющую) передачу.

Текст на рисунке

Посмотрите, что получилось из генеалогического древа. Представляем новый «Lincoln LS» с высокими скоростными и динамическими характеристиками, свойственными

 

всем автомобилям Lincoln. У кого-то из потомков был дикий ген. Для получения дополнительной информации загляните на сайт www.lincolnvehicles.com или позвоните по телефону 877 2DnveLS (237-4835).

Текст на рисунке

В детстве вы никогда не подражали звуку трансмиссии? «Продувая воздух» через воображаемые шестерни, вы готовились к тому моменту, когда сможете приобрести такой автомобиль. Новый «Lincoln LS». С пятискоростной короб­кой передач. Это уже не выдумка. Загляните на сайт www.lincolnvehicles.com или позвоните по телефону 877 2DriveLS (237-4835).

 

2. Вознаграждения в результате использования: способствует ук­реплению костных тканей (практическое), дает ощущение хо­рошего самочувствия (сенсорное), улучшает отношение к вам окружающих (социальное), укрепляет убеждение в том, что вы заботливый родитель (эго-удовлетворение).

3. Дополнительные вознаграждения: дешевый пищевой продукт (практическое), не создает хлопот (сенсорное), привносит раз­нообразие в меню (социальное), создает ощущение, что вы опыт­ный покупатель (эго-удовлетворение).

Что из всего этого важнее всего для матерей с маленькими детьми? Для одиноких людей? Для пенсионеров?

 

McCann-Erickson: ролевая игра

Агентство McCann-Erickson предлагает: вы должны заглянуть в сознание потребителей. Представьте себе, что вы — потребитель, и ответьте на пер­вые шесть вопросов, а на последний вопрос ответьте от своего имени.

1. Кто является нашей «мишенью»? -

2. Что думает о нас этот человек?

3. Что индивид думает о наших конкурентах?

4. А как бы мы хотели, чтобы о нас думали?

5. Какова цель потребителя, его «главная идея»?

6. Каковы факторы поддержки?

7. Каким должен быть тон рекламного сообщения?


Чтобы сформулировать стратегию, нацеленную на родителей, по­
пробуем поразмышлять от их лица по поводу велосипедных шлемов
компании Bell Helmets (см. «Практикум» к главе 1). Вот что получается.


1. Кто является нашей мишенью?

«Привет. Меня зовут Лена Емото. Я работаю бухгалтером на пол­ную ставку, а мой муж, Рэй, инженер-механик. У нас двое дети­шек: Мишель 9-ти лет и Бобби, ему 12 лет. Они такие занятые! Почти каждый день пропадают у своих друзей. Едут на велосипе­дах до магазинчика на углу и покупают там себе лимонад. Я рада, что они сами могут о себе позаботиться, и что у них есть велосипе­ды. Но иногда я волнуюсь. На улицах так опасно. Слава Богу, я уговорила их надевать шлемы, хотя вначале они не хотели».

2. Что думает о нас этот человек?

«Конечно, существует много разных шлемов. Я не хочу тратить на их выбор много времени, они все кажутся мне похожими. И, пожалуй, если кто-то из детишек упадет и ушибется, то любой из шле­мов защитит их. Мы уже почти выложили деньги за дорогой шлем, но тут у Рэя сломалась машина, и понадобились деньги на ремонт, и для школы нужно было кое-что купить; тогда мы реши­ли, что не стоит тратить деньги на дорогой шлем только для того, чтобы ездить в нем в гости к соседям».

3. Что думает этот человек о наших конкурентах?

«Как я уже сказала, на мой взгляд, все шлемы примерно одина­ковы. Мы отыскали два симпатичных на вид шлема по 13 баксов каждый. Это нам вполне подходит. Зачем расходовать деньги зря? Одежда и обувь тоже стоят кое-что».

4. А как бы мы хотели, чтобы о нас думали?

«Вначале я думала, что тратить большую сумму на велосипед­ный шлем совершенно бессмысленно. А затем я услышала про шлемы Bell Helmets, про то, с какой тщательностью их изготов­ляют, как их проверяют, и про то, как они спасали жизни гонщи­ков-профессионалов и любителей!»

5. Какова цель потребителя, его «главная идея»?

«Они говорят, шлемы Bell Helmets тщательно тестируются. В шле» мах дети могут гоняться на велосипедах сколько угодно, а мне не стоит волноваться, что они могут упасть и расшибиться».

6. Каковы факторы поддержки?

«Bell — в первых рядах по безопасности шлемов. Они были первы­ми по автомобильным шлемам для гонщиков, а теперь — первые по велосипедным шлемам. Они разработали свои собственные тесты безопасности, которые проводят в своих лабораториях. Они про­дают больше шлемов, чем любая другая компания, и автогонщи­ки и велосипедисты предпочитают покупать шлемы Bell Helmets. Я узнала об этом из рекламы».

7. Каким должен быть тон рекламного сообщения?

Следует заставить родителей думать о покупке шлема в терми-

нах безопасности, а не статуса. Постарайтесь, разрабатывая ра­зумные предложения, использовать юмор.

 

Формулирование стратегии

 

Каждое агентство имеет свой собственный подход к выбору стратегии. Но в любом случае стратегия должна быть точно сформулирована, зада­вая креативной команде направление и тон. Даже если вы собрали кучу

 

 

данных, в формулировку стратегии следует включать лишь то, что име­ет непосредственное отношение к задаче рекламной кампании. Кевин Дундас, исполнительный вице-президент и директор отдела планирова­ния компании Foote, Cone&Belding, описывает две крайности:

Очень соблазнительно заполнить листочек подробностями, данными, фак­тами, слухами. Я помню, как однажды старший служащий отдела плани­рования передал мне на подпись обзор, гордо заявив: «Посмотрим, что из этого сделает творческая группа». Да он создал шедевр стратегической

Я мысли. Но его произведение значительно превосходило возможности чле-

нов креативной группы.

А были и другие служащие, которые врывались в мой кабинет с заключени­ем на одной страничке. «Это слишком просто и очевидно; марка и так все­гда занимала данную позицию». Казалось бы, все нормально; зачем искать новую или переписывать старую позицию, опирающуюся на обновление, производительность или безопасность? А смысл в том, как специалисты по планированию сконфигурируют или переформулируют предложение для современной целевой аудитории.*