Особенности организации деятельности комбинированного ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста.

Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка очень чётко отражена в высказывании К.Н. Вентцеля: «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений».

Ведущим процессом в ДОУ является образовательный, так как сочетает в себе три функции: воспитывающую, обучающую и развивающую. В литературе употребляется понятие учебно-воспитательный процесс. Исследования Ю. К. Бабанского, П. Ф. Каптерева и др. учёных показали несостоятельность данного определения, отсутствие в нём двух важных черт - целостности и общности.[ http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=918] Под образовательным процессом понимают специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, которое направлено на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Основными задачами ДОУ, по мнению В.Н. Гурова, являются - охрана жизни и укрепление здоровья детей;[ http://dissers.ru/1/11067-1-bikova-nataliya-grigorevna-formirovanie-kulturi-zdorovogo-obraza-zhizni-detey-starshego-doshkolnogo.php] обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Также задачей дошкольных учреждений как воспитательных организаций является социальное воспитание и обучение детей. Социальное воспитание должно развивать социальные силы ребёнка, подготавливать его к социальной жизни не с точки зрения социальной техники, а с точки зрения социального идеала, в котором таится творческая, преображающая сила и проявляется та цель, к которой стремится человечество. Ребёнок должен приобщаться именно к универсальным, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев, Т.А.Маркова, А.П.Усова, Е.А.Флерина и другие) показали, что так называемые высшие, специфически человеческие психические функции (логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение) осуществляются с помощью усваиваемых ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности, а, следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания. Громадные потенциальные возможности, таящиеся в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.[ http://bibliofond.ru/view.aspx?id=514070]

С помощью общения со сверстниками осуществляется обмен информацией, планирование совместной деятельности, разделение функций и их координация, т.е. всё то, что способствует формированию общности детей, выполняющих совместную деятельность.

Коррекционная направленность педагогического процесса особенно выражена и усилена в содержании и методах работы логопеда, психолога, социального педагога, воспитателей, реализующих рекомендации специалистов.

Адаптивная функция проявляется в мероприятиях, связанных с адаптацией к условиям ДОУ, при поступлении в детский сад; в постепенном повышении интенсивности нагрузки (тренирующий эффект занятий); сложности учебного материала от начала к середине года; и в повышении адаптационно-приспособительных возможностей детей под воздействием режима дня, приёма адаптогенов, закаливания, занятий на воздухе и др.

Прогностическая функция основана на повторных диагностиках, направленных на прогноз промежуточных и итоговых результатов деятельности с учётом возможностей детей, педагогов, условий ДОУ.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное правильное овладение ребёнком речью. Программное содержание обучению родному языку в дошкольном учреждении построено на формировании у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, что придаёт процессу речевого развития ребёнка творческий характер.

Педагоги используют возможность правильно и чётко называть предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время различных режимных процессов, в игре). При этом воспитатели чётко формируют задание, точно ставят вопросы. Это позволяет поддерживать взаимосвязь понимания и употребления слов, что в свою очередь совершенствует умение детей точно и полно выразить мысль, повышает эффективность речевого общения.

Чтобы максимально активизировать речь детей, педагоги проводят занятия и игры-занятия, цель которых - вовлекать детей в разговор на определённую тему и позволять высказывать свои соображения по ряду вопросов, которые ставит взрослый. В играх-занятиях дети принимают на себя какие-то роли, но не играют их, а проговаривают. Педагоги добиваются реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя в выполнении словесной инструкции. Дети проявляют большой интерес к тому, как они говорят: «... ребёнок не чужд любознательности и по отношению к физиологии произношения. Он задаётся вопросом, какие органы участвуют в произношении, и даже готов экспериментировать в этом направлении» (Гвоздев А.Н.). Педагоги являются активными участниками и организаторами речевого общения между детьми старшего возраста.

Педагоги стараются задавать детям образцы правильной литературной речи, стараются, чтобы речь была чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная, выразительная, лаконичная. Включают в речь разнообразные образцы речевого этикета. «Говорите с детьми медленно, языком доступным, понятным, избегая трудных, непонятных выражений, но языком безукоризненно правильным и литературным, отнюдь не подделываясь под милую, но всегда неправильную манеру детской речи» (Е.И.Тихеева).

Через воспитание интереса к языковому богатству, через развитие умения использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства речь детей становится образной, непосредственной и живой. Эта задача решается через театральную, музыкальную, познавательную и другие виды деятельности в комплексе. В этом направлении в дошкольных учреждениях работают кружки, целью которых является активизация словесного творчества ребёнка, как важного показателя речевого развития.

Обучение речи в дошкольном учреждении протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

Развитие речи, в дошкольном учреждении, традиционно осуществляется и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамотности и др., а так же вне их - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Н.К. Крупская указывала на значение игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает A.M. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

Е.И.Тихеева зная историю педагогики, различные системы дошкольного воспитания (Д.Дьюи, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Ф.Фребеля), выступала за «воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя как положительный опыт разных педагогических систем с учётом уровня развития общества, так и знаний о природе ребёнка». Отсюда понятен её решительный протест против господства единственной педагогической системы, грозящей шаблоном и застоем. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И.Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармоничной цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых даёт право признать венцом творения себе подобного».[ http://bibliofond.ru/view.aspx?id=514070]

Ведущим принципом в построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идёт постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений.

Главная цель речевого воспитания в дошкольных учреждениях состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В дошкольном учреждении умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Содержанием речи, усваиваемой ребёнком дошкольного возраста, как известно, является отражённая в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живёт, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа - неживая и живая. В содержание развития речи дошкольника включаются и эстетические понятия, связанные с понятием долга в отношении окружающих людей, природы, представления о явлениях общественной жизни, праздниках. Поэтому «Программа воспитания и обучения в детском саду» объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет формы этой работы.

В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых обобщений. Это даёт возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и внимательного отношения к его грамматическим явлениям.

В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у старшего дошкольника представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связи между предложениями и частями текста.

С учётом психолого-педагогических особенностей овладения речью в дошкольных учреждениях построена система последовательного обучения на занятиях. Система прежде всего включает отбор речевого содержания, доступного для дошкольника, и его методическое обеспечение; вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - формирование языковых обобщений, в монологической речи - развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов); уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе; выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения; взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников; преемственность содержания методов речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой.

Руководствуясь указанием И.П.Павлова о том, что всё наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода есть длинные ряды условных рефлексов, педагоги стремятся к тому, чтобы насколько возможно проследить ту связь, которая постоянно существует между воздействием взрослого на детей (обучение) и их ответными реакциями.

Такой подход закладывает основы лингвистического развития ребёнка на дошкольной ступени образования. На этой же основе идёт обучение русскому языку в начальной школе.

Занятия по подготовке и обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте во взаимосвязи с другими разделами речевой работы обеспечивают детям широкую ориентировку в языковых явлениях. Так, знакомство со звуковым и слоговым строением слова, словесным составом предложения, формирование звукового анализа слова параллельно развивают представления о словообразовательных и семантических отношениях, о структуре связного высказывания.

Многолетние исследования показали, что дети при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению А.М.Леушиной, С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина и других, является наглядность, при которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С.Выготский.[ http://bibliofond.ru/view.aspx?id=514070]

Исследователи отмечают, что в речи старших дошкольников присутствуют придаточные предложения всех видов, но пользуются они ими крайне редко. Поэтому, анализируя детские высказывания, педагог обращает внимание не только на неправильно сконструированные предложения, но и на наличие (или отсутствие) сложноподчинённых предложений с придаточными цели, причины, места и времени, а также причастных и деепричастных оборотов.

Наиболее актуальной и сложной для педагогов является отработка технологий воспитания и обучения дошкольников. Технологическое структурирование и моделирование занятий, ориентация их на ведущий вид деятельности - игру, создаёт организационный каркас работы, определяет эффективность использованных методов и приёмов.

Дошкольный возраст - это возраст игры. Именно в игре, по нашему мнению, зарождаются взаимоотношения между детьми. Они учатся общаться друг с другом, в игре развивается речь ребёнка.

Эту детскую особенность очень тонко подметил А.С.Макаренко, считавший самой нужной «игрушку-материал», из которого ребёнок сам смастерит то, что ему необходимо для реализации своего замысла.[ http://www.detskiysad.ru/igra/573.html]

Сотрудники создают условия для возникновения и развёртывания игры детей. В младших группах обстановка приближена к домашней, воспитатели включаются в игру по мере необходимости как равные партнёры, для коррекции или обогащения сюжета. В средней группе организуются экскурсии, целевые прогулки. Во время занятий, наблюдений воспитатели обращают внимание детей на взаимоотношения людей. Практикуется наблюдение за играми старших детей. В старшей и подготовительной группе для создания условий, для обогащения впечатлений используются средства искусства (картины, произведения народных умельцев), наблюдения в природе, за трудом взрослых. Воспитатели стремятся, чтобы дети были не пассивными наблюдателями, а активными участниками окружающей жизни. В старшем дошкольном возрасте в играх детей наблюдается выполнение роли, в которой ребёнок проигрывает действие, передающее характер отношений между людьми. Дети исполняют роль с выдумкой, фантазией. В этом возрасте воспитатели способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек, т.е. обеспечивают возможность выбора соответствующих атрибутов, игрушек, организовывают игры, как для мальчиков, так и для девочек. Ещё Макаренко А.С. писал: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Игра доставляет ребёнку радость. Это или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство». В старшем дошкольном возрасте воспитатели поощряют самостоятельность в выборе игр, оказывают помощь в развёртывании сюжета. Игры подбираются по интересам и по желанию детей. Для развития речи используются в работе малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, народные песенки, потешки, пестушки и т.п.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались А.М.Бородич, С.С.Бухвостова, Е.Н.Водовозова, Ю.Г.Илларионова, Н.В.Казюк, Я.А.Коменский, А.Я.Мацкевич, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, О.С.Ушакова, К.Д.Ушинский, И.В.Черная, Н.В.Шайдурова и др.[ http://www.vevivi.ru/best/Razvitie-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-malykh-form-folklora-ref22559.html]

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи старшего дошкольника. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи старшего дошкольника.

В дошкольном учреждении актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей ещё не достаточно координировано и чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание окончаний». Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуя их дикцию.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребёнка будет звучать естественно и выразительно.

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.П.Павлов. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.[ http://www.vevivi.ru/best/Razvitie-rechi-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-malykh-form-folklora-ref22559.html]

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Педагог в дошкольном учреждении развивает общую и тонкую моторику параллельно, предлагает ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук, ног, туловища - педагог учит дошкольника выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Наряду с развитием моторики развиваются внимание и память.

Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом (А.В.Запорожец, М.И.Лисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. Диалогу учат и на специальных занятиях, но таких занятий бывает, как правило, одно-два в месяц; в свободном же общении ребёнок вступает в диалог с воспитателем или с другими детьми в течение всего времени пребывания в детском саду. Диалогическая форма речи, по словам Л.В.Щербы, является самой естественной формой, в ней «куются новые слова, формы обороты». Она способствует протеканию речевой деятельности в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора, активизации познавательных процессов (А.В.Брушлинский, Г.М.Кучинский, А.М.Матюшкин и другие), ускорению темпа развития других психических процессов (И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и другие). Обучение диалогической, или разговорной, речи обычно происходит в форме беседы, т.е. обмена репликами между взрослыми и ребёнком или между самими детьми. В процессе беседы развивается и умение беседовать, т.е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности. Обогащение речи дошкольников в процессе беседы воспринимается как сопутствующее положительное явление.

В дошкольном учреждении беседа проводится с прямой целью развития речи детей. Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении даёт знания. Содержание бесед определяется «Программой воспитания и обучения в детском саду». Беседы ведутся: о самом ребёнке; о семье; о труде взрослых в детском саду; о предметах быта и труда; о природе в разные времена года; об общественной жизни.

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребёнок много болеет, по каким-то причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа над звукопроизношением.

Таким образом, речь - инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребёнка речи, воспитатель одновременно развивает его интеллект. Развитие интеллекта - центральная задача, которую ставит перед собой педагог в дошкольном учреждении, также от своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу -усвоение школьной программы.