Вторая теория

Теория штандорта Альфреда Вебера, опубликованная им в работе «О штандорте промышленности» (1909 г.).

Штандорт -это оптимальное место размещения нового промышленного предприятия на однородной в природном и социально-экономическом отношении территории с известными месторождениями сырья и топлива, а также рыночными центрами (потребителями). И для его определения достаточно учитывать три фактора:

1) транспортные издержки (к которым можно свести затраты на сырье, топливо и доставку продукции потребителям);

2) трудовой;

3) эффективность концентрации производства (возможность агломерации).

Сначала Вебер предлагал определить пункт с минимальными транспортными издержками, зависящими от массы перевозимых грузов и дальности перевозки. Для промышленных предприятий, перерабатывающих повсеместно распространенное сырье (песок, вода и т.п.), он будет находиться возле рынков сбыта продукции, т.е. около потребителя. Для предприятий, перерабатывающих ресурсы, локализованные в немногих месторождениях (руды, уголь и т.п.), нахождение пункта с минимальными издержками будет зависеть от материального индекса - соотношения веса сырья и готовой продукции. Для продукции, в производстве которой используются два вида сырья и имеется один рынок сбыта, такая точка будет находиться внутри треугольника, образованного месторождениями и рынком на расстояниях от углов, обратно пропорциональных весу используемого сырья и продукции (чем больше вес, тем ближе к соответствующему углу будет расположена точка). Концентрическими кругами вокруг такой точки будут располагаться изодопаны – линии с равным удорожанием единицы продукции за счет роста издержек.

Трудовой фактор окажется важным, если в уже существующих населенных пунктах (рабочих пунктах, по Веберу) снижение затрат за счет издержек на рабочую силу в расчете на единицу продукции окажется больше, чем рост транспортных издержек в этом пункте по сравнению с точкой минимальных транспортных издержек. В целом влияние трудового фактора оказывается тем сильнее, чем больше издержки на рабочую силу (заработная плата, строительство жилья и т.д.) в конечной стоимости продукции и чем ниже транспортные издержки (тарифы).

Эффективность концентрации производства имеет иную природу. Она существует сама по себе, без привязки к конкретным географическим пунктам (оптимальным с точки зрения транспортных или трудовых издержек). Ее суть в том, что чем больше объемы производства, тем меньше затраты на выпуск единицы продукции. Если возникающая экономия больше, чем рост издержек на транспорт и трудовые ресурсы, то выгоднее размещать мощные предприятия в пунктах возможной агломерации, а не мелкие - в пунктах минимальных транспортных и трудовых издержек. Но и для концентрации производства есть ограничения в виде роста цен на земельные участки, повсеместные ресурсы, затрат на сохранение экологии в тех пунктах, где агломерация предприятий наиболее выгодна.

В конечном итоге для территориальной организации разных отраслей промышленности оказываются более важными разные факторы.