Предисловие
А.В. Наговицын, И.В. Фролова
ОСНОВЫ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ
Учебное пособие
Пермь, 2008
УДК 911.5(075.8)
ББК 26.82я73
Н16
Haговицын А.В.
Н16 Основы ландшафтоведения: учеб. пособие / А.В. Наговицын, И.В. Фролова; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2008. - 156 с.
ISBN 978-5-7944 - 1187-4
Учебное пособие содержит основные положения теории классического ландшафтоведения в соответствии с требованиями программы федерального компонента образования по дисциплине «Ландшафтоведение». Рассмотрены различные взгляды на понятие «ландшафт» и современное развитие ландшафтоведения в свете концепции устойчивого развития территории. Подробно освещается региональная ландшафтная структура территории Пермского края и ландшафтные исследования.
Учебное пособие рекомендуется студентам географического и биологического факультетов при изучении курсов «Ландшафтоведение», «Эстетика и дизайн ландшафта», «Прикладное ландшафтоведение» и др.
Ил. 12. Табл.4. Библиогр. 26 назв.
УДК 911.5(075.8)
ББК 26.82я73
Печатается в соответствии с решением редакционно-издательского совета Пермского государственного университета
Рецензенты: кафедра физической географии Московского государственного педагогического университета; д-р геогр.наук, проф., зав. каф. ландшафтной экологии Казанского государственного университета О. П. Ермолаев О. П. Ермолаев
ISBN 978-5-7944-1187-4
© Наговицын А.В., Фролова И.В., 2008
© Пермский государственный университет, 2008
Оглавление
Предисловие. 4
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ.. 5
1.1. Объект и предмет, цели и задачи ландшафтоведения. 5
1.2. Структура и место ландшафтоведения в системе географических наук и наук о Земле 11
1.3. Методы исследования в ландшафтоведении. 16
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ.. 22
3. РЕГИОНАЛЬНАЯ И ЛОКАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ 36
3.1. Зональность и азональность. 36
3.2. Высотная поясность в горах и на равнинах. Орографический фактор ландшафтной дифференциации 43
3.3. Структурно-петрографические факторы и морфоструктурная дифференциация. 46
3.4. Соотношения зональных и азональных закономерностей для целей физико-географического районирования. 48
4. УЧЕНИЕ О ЛАНДШАФТЕ.. 51
4.1. Понятие о ландшафте. 51
4.2. Морфологическая структура ландшафта. 61
4.3. Функционирование и динамика ландшафта. 69
4.4. Систематика ландшафтов. 83
5. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ.. 90
5.1. Сущность и содержание физико-географического районирования. 90
5.2. Физико-географическое районирование и классификация ландшафтов Пермского края 97
6. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ 113
7. СОВРЕМЕННОЕ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ... 129
7.1. Ландшафтные исследования в Пермском крае. 132
Библиографический список. 141
Предисловие
Студенты географического факультета Пермского госуниверситета направлений «География», «Гидрометеорология» и специальности «Природопользование» на втором курсе обучения продолжают знакомиться с общсгеографическими, фундаментальными дисциплинами. Логическим продолжением землеведческих знаний, полученных на первом курсе, является дисциплина «Ландшафтоведение», которая знакомит с основами геосистемной организации ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среды человечества и принципами физико-географического районирования.
Учение о ландшафте - это связующее и синтезирующее звено всех физико-географических дисциплин; теоретическая основа реализации принципов рационального природопользования; одно из составляющих звеньев экономической и социальной географии.
Усвоение данной дисциплины всегда вызывало определенные сложности у студентов. Это вызвано многими причинами: условной теоретической молодостью науки, существованием разных научных ландшафтных школ (московская, ленинградская, сибирская), многообразием трактовок понятия «ландшафт», отсутствием достаточно адаптированных учебников и редкими их изданиями именно для классических университетов и географических специальностей, малой прикладной реализацией ландшафтных основ организации хозяйствования и др.
Актуальность издания данного пособия обусловлена отсутствием современных учебников по классическому ландшафтоведению для студентов начальных курсов - будущих специалистов-географов, а также возможностью реализовать преемственность знаний и понятийных категорий в рамках общей физической географии.
Перечень учебных изданий по ландшафтоведению невелик. Классическим по данной дисциплине является учебник А.Г. Исаченко «Ландшафтоведение и физико-географическое районирование» (М., 1991), который на сегодня представляет собой библиографическую редкость. К новым учебным пособиям можно отнести «Ландшафтоведение» Е.Ю. Колбовского (М., 2006) для студентов вузов по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Ландшафтоведение» И.А. Голованова, Е.С. Кожанова и Ю.И. Сухарева (М., 2005) для студентов по направлению «Природообустройство» сельскохозяйственных академий, а также «Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования» Л.К. Казакова (М., 2007). Если первый учебник можно рекомендовать студентам как основной по данному курсу (но за давностью лет издания он не отвечает требованиям, предъявляемым к учебной литературе по естественнонаучным дисциплинам), то последние в этом ряду учебные пособия можно рассматривать в качестве дополнительной литературы для более полного усвоения курса «Ландшафтоведение».
В настоящем пособии авторы стремились изложить материал максимально понятно и логически взаимосвязанно, чтобы «нейтрализовать» определенную закостенелость восприятия студентами категории ландшафта и всего того, что непосредственно касается учения о ландшафте. Здесь изложены объект-предметная сущность и история ландшафтоведсния, основы его методологии, основные положения собственно учения о ландшафте и физико-географического районирования, о систематике, классификации и типологии ландшафтов, кратко освещены вопросы учения об антропогенном ландшафте, раскрыты новые направления в прикладном ландшафтоведении и вопросы реализации знаний о ландшафте при организации разных систем природопользования, современные проблемы ландшафтоведения.
Авторы надеются, что данное учебное пособие послужит хорошей основой для изучения такой многогранной науки как ландшафтоведение.