Взаимосвязь между субъективными предпосылками, содержанием и проблемами социального прогнозирования

 

Субъективные предпосылки Содержание Основные проблемы
Цель Постановка цели прогноза, которая определяет его типологию и прогностические методы, а также содержание прогностической деятельности Неправильное целеполагание приводит к созданию ошибочных прогнозов
Интеллект Эффективное использование интеллекта исследователя в процессе прогнозирования Недостаточность интеллектуального потенциала исследователей и неэффективность его использования приводит к снижению качества и ошибочности прогноза
Информация Привлечение оптимальной информации об объективных основаниях, достижениях, опыте построения прогнозов, а также ее накопление, переработка, систематизация и оценка Нехватка информации для по­строения корректного прогноза или ее противоречивость
Организация прогноза Организация конструктивной работы прогнозно-исследовательского коллектива по выработке и реализации прогноза Неэффективная организация управления прогностической деятельностью создает существенные проблемы, которые увеличивают опасность создания ошибочных или некорректных прогнозов

 

Рассмотрев содержание социального прогнозирования, его функции и методы, а также объективные и субъективные предпосылки, которые влияют на эффективность социально-прогностической деятельности, можно приступить к рассмотрению процесса построения ее технологической модели (рис. 42), в которой, как правило, выделяют три основных этапа.

 

 

Рис. 42. Технологическая модель социального прогнозирования

 

Первый (подготовительный) этап разработки технологий социального прогнозирования включает в себя осознание цели и стоящих задач, формирование творческого коллектива и составление плана его действий, а также предварительный сбор необходимой информации. Второй этап (построения прогноза) включает в себя поиск объективных оснований и закономерностей, выбор адекватных методов прогнозирования, построение концепции и разработку модели прогноза, создание банка прогностической информации, а также построение собственно прогноза как такового. Третий этап (уточнения и проверки прогноза) включает в себя проверку прогноза на его соответствие техническому заданию, непротиворечивость, научную обоснованность и на возможность практического использования. Кроме того, при разработке технологий социального прогнозирования следует учитывать его важнейшие предпосылки, а именно то, что прогнозирование – это разновидность проектировочной деятельности; некоторый компромисс между объективными основаниями и субъективными предпосылками; творческий процесс применения определенных прогнозных методов; проектирование будущего состояния развития объекта или процесса. Это достаточно сложный и недостаточно нормированный процесс.

Как видно из рис. 42, технология социального прогнозирования – последовательная и поэтапная исследовательская деятельность, направленная на формирование модели возможного или желаемого будущего и методов его достижения.

При этом технологизация социального прогнозирования и возможность его использования в современном обществе постоянно возрастают. Особая роль отводится социальному прогнозированию на современном этапе трансформации украинского общества, которая состоит в изучении рыночной конъюнктуры, социальных потребностей людей, экологических ситуаций, возникновения очагов политической и социальной напряженности и многого другого. Более того, способность к предвидению будущих событий в целом ряде профессий считается одним из важных условий и основных профессиональных качеств современного специалиста.

 

Вопросы для подготовки и самоконтроля

 

1. Определите сущность понятия "диагностика" и охарактеризуйте ее основные разновидности.

2. Каковы основные концептуальные подходы к пониманию природы и сущности социальной диагнос­тики?

3. В чем заключается сущность технологий социально-диагностической деятельности?

4. Что такое социальная экспертиза, какова ее суть и основные этапы?

5. Что представляют собой технологии социальной экспертизы?

6. Что такое социальный эксперимент и каковы его возможности?

7. Раскройте содержание процесса технологизации социального эксперимента.

8. Определите сущность, функции и методы социаль­ного прогнозирования.

9. Какова связь между объективными основаниями и субъективными предпосылками, содержанием и проблемами прогнозирования?

10. Раскройте сущность основных этапов технологизации прогностической деятельности.