Классификация специальных (частных) управленческих технологий

 

Основание классификации Характеристика видов технологий
Способ определения целей и задач управления • Технологии целеполагания или построения "дерева целей"; • стратегического, тактического или оперативного планирования
Способ разработки и принятия управленческого решения • Технологии принятия решений методом "мозгового штурма"; • методом совещаний; • на основе управления риском; • коллективного или индивидуального принятия решений
Степень организации объекта управления • Технологии проектирования и построения организации; • функционирования организаций; • развития организаций
Способ управленческого контроля • Технологии управленческого контролинга; • управленческого аудита
Степень обеспеченности кадровым потенциалом • Технологии управления персоналом; • отбора и подготовки персонала; • расстановки и продвижения персонала; • формирования эффективной управленческой команды; • наращивания и реализации человеческого капитала
Степень использования управленческих документов и информации • Технологии документирования и документооборота в сфере управления; • построения и функционирования информационных систем управления
Виды ресурсов, используемых в сфере управления • Технологии финансового менеджмента; • управления налогообложением; • инновационного менеджмента; • маркетингового менеджмента; • управления материальными ресурсами и затратами (логистика); • организационного менеджмента; • кадрового или персонал-менеджмента; • мотивационного менеджмента; • инвестиционного менеджмента; • информационного менеджмента
Степень организации объекта управления • Технологии управления по целям; • по результатам; • на базе потребностей и интересов; • посредством постоянных проверок и указаний; • в исключительных или экстремальных случаях; • на основе искусственного интеллекта; • на базе активизации деятельности персонала

Рис. 14. Распределение управленческих технологий

 

При простом целевом управлении, например, руководитель организации намечает только сроки и конечную цель управления, не указывая механизма ее достижения. При этом можно достичь цели в предусмотренные сроки или раньше, а можно и не достичь. Таким образом, простое целевое управление дает подчиненным большой простор для инициативных решений, однако достижение цели при этом способе управления не гарантировано. При программно-целевом управлении руководитель намечает цели управления, разрабатывает механизм их реализации, определяет сроки и промежуточные значения процесса достижения целей. В этом случае можно достичь цели в предусмотренные сроки. При регламентном управлении, в отличие от предыдущих его видов, руководитель определяет конечную цель управления и ограничения по параметрам и ресурсам, например, движение только в направлении к цели при заданных ограничениях на ресурсы. В этом случае цель будет обязательно достигнута, но в сроки, которые трудно определить заранее.

Технологии программно-целевого и регламентного управле­ния относятся к сфере научного управления, в то время как простое целевое управление – это деятельность на уровне здравого смысла ("хотел сделать как лучше"). Приоритетное применение того или иного варианта целевого управления за­висит от типа управляемого объекта (табл. 27).

Технологии управления по результатам основаны на ожидании результатов, т. е. управленческие решения при их использовании принимают после получения результатов по предыдущим (или ранее принятым) решениям. Такие технологии особенно эффективны в средних и малых организациях или подразделениях, в которых время между принятием решений и результатом их выполнения минимальное (от нескольких часов до нескольких дней). Эти технологии базируются, как правило, на использовании общей функции координации. Известно, что для успешного управления организацией часто необходимы факторы, которые либо достаточно известны, либо трудноопределимы. Они относятся как к внешней, так и к внутренней среде организации. Например, бывает трудно заранее рассчитать и подобрать персонал для достижения эффекта синергии (т. е. резкого повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции). Поэтому руководитель должен постепенно проводить ротацию и подбор кадров, исходя из достигнутых или предполагаемых результатов. Подобная ситуация может быть и с жизненным циклом выпускаемой продукции, который можно рассчитать лишь ориентировочно и постоянно корректировать.

 

Таблица 27

Приоритеты вариантов целевого управления

 

Объект управления Приоритеты
Тип Численность, чел.  
Общество с ограниченной ответственностью 3-5 • Простое целевое управление; • регламентное; • программно-целевое
Товарищество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью • Программно-целевое управление; • регламентное; • простое целевое
Акционерные общества всех типов 1-5 тыс. • Программно-целевое управление; • регламентное; • простое целевое
Экономика Украины   • Регламентное управление

 

Для реализации технологий управления по результатам руководству организации необходимо провести такую организационную и функциональную подготовку: в рамках отдела маркетинга (или вновь образованного отдела) создать аналитическую группу из двух-трех специалистов в области психологии, социологии, маркетинга и экономики; создать для этой группы матричную организационную структуру управления.

Основные задачи этой группы таковы: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке тактических и стратегических решений, создание информационной базы. Эта технология весьма полезна также для самообучения руководителей на собственных ошибках и достижениях.

Технология управления на базе потребностей и интересов основана на стимулировании деятельности людей через их потребности и интересы. Она обеспечивает эффективное взаимодействие управляющей и управляемой систем. Ее можно рекомендовать для организаций, функционирующих в небольших регионах (малых городах, поселках и т. п.), деятельность которых существенно влияет на муниципальную инфраструктуру. Например, в текстильных городах или поселках одна крупная организация дает жизнь целому ряду более мелких обслуживающих организаций, в которых в совокупности работает большинство трудоспособного населения.

Механизм технологии управления на базе потребностей и интересов, который обеспечивает эффективное взаимодействие управляющей (руководитель) и управляемой (подчиненные) системы организации, представлен на рис. 15.

Рис. 15. Управление на базе потребностей и интересов

 

Согласно теории потребностей руководителям следует осуществлять управленческие отношения только через интересы и потребности подчиненных (линия 2 на рис. 15), так как другие управляющие воздействия (линии 1, 3, 4) приводят к противодействию со стороны подчиненных. Перечень основных потребностей и интересов приведен в табл. 28.

return false">ссылка скрыта

 

Таблица 28