Сверхсознание.

Это еще один важный фактор, воздействующий на нашу личность, и который надо развивать в учащихся. У всех нас есть что-то внутри, что помогает, ведет нас, дает нам понятие совести, позволяет отличать хорошее от плохого. Это «что-то» и есть наша истинная высшая духовная природа (сверхсознание), которая дает нам знание и мудрость (рис. 1). В сознание информация из сверхсознания приходит через интуицию и голос совести.

Многие величайшие научные открытия делаются не во время напряженного обдумывания или сложных расчетов, а в те минуты, когда мозг расслаблен. В этот момент пробуждается интуиция, которая помогает обнаружить истину, как для себя, так и для вселенной. Например, сэр Исаак Ньютон долгое время думал над эффектом тяготения, но не мог решить эту задачу. Однажды он пошел погулять, чтобы расслабиться. Отдыхая, ни о чем ни думая, он сидел спокойно под яблоней. Он увидел, как упало яблоко, и, во вспышке озарения, Ньютон понял закон всемирного тяготения, управляющий движением как мельчайших предметов, так и звезд, и планет.

Действительно, всякий раз, как мы не можем найти решение для какой-то проблемы, мы спокойно садимся и успокаиваем свой мозг. Очень часто ответ нам подсказывает интуиция. Например, А. Маслоу, описывая приемы, помогающие человеку приблизиться к самоактуализации, одним из важнейших полагал умение «слушать себя»[24] - погрузиться в себя, отключить голоса внешнего мира, посидеть в тишине ума. Он подчеркивал важность этого умения именно для образования: «Внутренний голос, способность прислушиваться к глубинному, его реакции, прислушиваться к тому, что происходит внутри помогает нам в обнаружении своей идентичности. Этот способ может стать основой новой педагогики, и если мы найдем время говорить о ней, то мы придем к выводу о необходимости создания новой системы образования, школы нового типа»[25].

Таким образом, в духовно-нравственном образовании выделяются три способа познания:

-эмпирическоепознание (опытное знание), опирающееся на чувственный опыт;

-рациональное познание (логическое мышление), то есть познание с помощью разума, образующее определенную систему знаний, умений, компетенций;

-интуитивноепознание (интуиция, голос совести), осуществляющее трансляцию с духовного уровня бытия и открывающее вечную истину, мудрость, а часто и принципиально новое, значимое для всего человечества.

Необходимо научиться получать только облагораживающие мысли для того, чтобы мы могли устремить наше сознание выше, в область сверхсознания. Этот путь можно пройти только с помощью любви. Но это не эмоциональная любовь, не эгоистические желания, а чистая любовь неэгоистического сердца. Переживая такую любовь, мы задействуем более тонкую духовную энергию, которая совершенствует наше сознание. Это позволит нам найти спокойствие, сделает поведение правильным, даст возможность обрести мудрость.