Расчет валов
Расчет валов проводится в два этапа: проектировочный только под действием крутящего момента и проверочный расчет с учетом крутящего и изгибающего моментов.
Рис. 2.2. Переходные участки вала: 1 – фаска; 2 – галтель; r – радиус галтели
Рис. 2.3. Циклы напряжений в сечении валов: а — симметричный; б — отнулевой; Т — продолжительность одного цикла (период)
1. Проектировочный (предварительный) расчет вала проводят по формуле
,
где Мк — крутящий момент, Мк= Т; Т — вращающий момент на валу; d — диаметр вала; [τк] — допускаемое напряжение при кручении, [τк] = 20...30 МПа.
Полученное значение диаметра вала округляют до ближайшего большего размера из ряда чисел R40 по ГОСТ «Нормальные линейные размеры». Форму и размеры вала уточняют при эскизной проработке вала после определения размеров колес, муфт и подшипников, по которым определяют длину шеек и цапф вала.
Проверочныйрасчет спроектированного вала проводят по сопротивлению усталости и на жесткость.
Предварительно определяют все конструктивные элементы вала, обработку и качество поверхности отдельных участков. Составляется расчетная схема вала и наносятся действующие нагрузки.
2. Проверочный уточненный расчет на сопротивление усталости заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях, выявленных по эпюрам моментов с учетом концентрации напряжений.
Принимают, что напряжение изгиба меняется по симметричному циклу (см. рис. 2.3, а), а напряжение кручения — по отнулевому (см. рис. 2.3, б).
Амплитуда цикла изменения напряжений изгиба вала
,
где МИ — изгибающий момент;
амплитуда отнулевого цикла изменения напряжений кручения
,
где Woc, Wp — момент сопротивления изгибу и кручению сечений вала соответственно.
Запас прочности вала:
по нормальным напряжениям
;
по касательным напряжениям
,
где — предел выносливости при расчете на изгиб; — предел выносливости при расчете на кручение; KσD, КτD — общий коэффициент концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно:
;
,
где Кσ, Кτ — коэффициенты снижения предела выносливости за счет местных концентраторов — галтелей, выточек, поперечных отверстий, шпоночных пазов (эффективный коэффициент концентрации напряжений); Kd — коэффициент влияния абсолютных размеров; KF — коэффициент влияния обработки поверхности; Кv — коэффициент упрочнения поверхности; значения перечисленных коэффициентов приведены в специальной литературе.
Расчетный коэффициент запаса выносливости в сечении при совместном действии изгиба и кручения
.
Минимально допустимое значение коэффициента запаса прочности 1,6...2,5.
Расчет осей ведут только на изгиб: при расчете неподвижных осей принимают изменения напряжений по отнулевому циклу, при расчете подвижных — по симметричному.
3. Упрощенный проверочный расчет на усталость проводят в предположении, что нормальные напряжения (изгиба) и касательные напряжения (кручения) меняются по симметричному циклу. Одновременное действие крутящего и изгибающего моментов рассчитывается по гипотезе наибольших касательных напряжений
,
где МИ — суммарный изгибающий момент, геометрическая сумма изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях:
.
Условие сопротивления усталости
,
где — эквивалентные напряжения в сечении; Мэкв — эквивалентный момент в сечении; d — диаметр вала в сечении; [σ–1и] — допускаемое напряжение изгиба при симметричном цикле изменения напряжений.
В большинстве случаев ограничиваются упрощенным проверочным расчетом.
В специальных случаях используют коленчатые (непрямые) валы и валы с изменяемой формой геометрической оси (гибкие). Используют сплошные и полые (с осевым отверстием) валы.
Задача 2. Вал с маховиком, вращающийся со скоростью n=1000 об/мин, после включения тормоза останавливается, сделав n1=5 оборотов. Вычислить диаметр вала, принимая максимальное касательное напряжение, возникающее в вале при торможении, = 80 МПа. Момент инерции маховика J = 50 кГм2. Силу торможения принять постоянной и движение вала равнозамедленным. Момент инерции вала не учитывать.
Вычислить силу торможения, принимая коэффициент трения между тормозной колодкой и маховиком f = 0,25.
Потерями на трение в подшипниках вала пренебречь.
Вычислить контактное напряжение между колодкой тормоза и маховиком, принимая размер b=100 мм и высоту тормозной колодки 150 мм. Диаметр маховика D= 300 мм.
Порядок решения:
По условиям задачи вращение вала в процессе остановки является равнозамедленным. Начальная угловая скорость вала . Конечная угловая скорость вала .
Угловое ускорение вала ,
где – угол поворота вала по заданию.
Крутящий момент, приложенный к валу силами инерции .
Напряжение кручения в сечениях вала, нагруженных данным моментом
Отсюда искомый диаметр вала
где – полярный момент сопротивления сечения вала.
Уравнение движения вала в период торможения запишется в виде
, т.е. кинетическая энергия вращения вала будет затрачена на работу сил трения.
Момент сил трения .
Из совместного решения уравнений
Контактное напряжение на поверхности колодки