Расчет прочности фрикционных передач
Фрикционная передача — это передача, в которой движение передается силами трения. Простейшие фрикционные передачи (рис. 1) состоят из двух колес (катков), которые прижимаются друг к другу с силой, создающей силу трения, равную величине передаваемого окружного усилия. Сила прижатия катков может создаваться собственным весом конструкции, рычагами, пружинами или специальными устройствами.
Основные характеристики фрикционной передачи
Передаточное число без учета проскальзывания
.
Сила трения в контакте
,
где f — коэффициент трения (табл. П12 Приложения); Q — сила прижатия.
Для случая, представленного на рис. 1, Ft≤ Ff.
Создаваемый момент трения
.
Сила прижатия
,
где К — коэффициент запаса сцепления.
В ответственных случаях применяется автоматическое прижатие (самозатягивание), которое пропорционально передаваемому моменту.
Рис. 1. Схема цилиндрической фрикционной передачи
Скольжение в фрикционной передаче связано с упругими деформациями поверхностных слоев, износом поверхностей, возможным ослаблением прижатия катков, возможным непостоянством коэффициента трения.
Скольжение в фрикционной передаче зависит от нагрузки. При перегрузке может наступить буксование, при этом ведущий каток скользит по ведомому, ведомый каток останавливается. Буксование приводит к интенсивному разрушению рабочих поверхностей.
Передаточное число фрикционной передачи с учетом скольжения
где ε — коэффициент скольжения:
,
где v1, v2 — линейные скорости в точке контакта.
Обычно ε = 0,002...0,05.
Основные требования к материалам:
износостойкость и контактная прочность;
высокий коэффициент трения;
высокий модуль упругости, чтобы не возникала значительная деформация площадки контакта и не увеличивались потери на трение.
Сочетание закаленная сталь — закаленная сталь обеспечивает небольшие габаритные размеры передачи и высокий КПД; используют шарикоподшипниковые стали с закалкой до 60 HRC.
Сочетание чугун — чугун или чугун — сталь позволяет работать со
смазкой и без нее (всухую).
Сочетание сталь — текстолит позволяет работать без смазки, коэффициент трения специальных пластмасс достигает 0,5.
Применяют тела качения, покрытые кожей или резиной. Эти материалы обеспечивают высокий коэффициент трения, но он зависит от влажности воздуха. Такие колеса обладают малой контактной прочностью. Иногда используют покрытие из дерева.
Оценка фрикционных передач.
Надежны передачи, у которых ведущий шкив выполнен из менее твердого материала.
Достоинства фрикционных передач:
простота конструкции;
бесшумность и плавность работы;
возможность бесступенчатого регулирования передаточного числа.
Недостатки фрикционных передач:
значительное давление на валы и опоры, ограничивающее величину передаваемой мощности;
скольжение в передаче, вызывающее непостоянство передаточного числа даже при тщательном изготовлении и монтаже передачи.
Виды разрушений и критерии работоспособности передачи:
усталостное выкрашивание рабочих поверхностей;
заедание в тяжелонагруженных быстроходных передачах, работающих со смазкой;
при разрыве масляной пленки образуются приваренные частицы, задирающие поверхность в направлении скольжения;
изнашивание поверхности, часто неравномерное. Повышенное изнашивание наблюдается в открытых передачах.
Для фрикционных передач с металлическими катками основным критерием работоспособности является контактная прочность. Прочность и долговечность фрикционных передач оцениваются по контактным напряжениям — напряжениям смятия поверхности на площадке контакта.
Расчет на прочность фрикционной передачи
Схема для расчета цилиндрической фрикционной передачи представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Схема к расчету цилиндрической фрикционной передачи
Контактные напряжения передач с контактом по линии определяют по формуле Герца
,
где q — нормальная нагрузка по длине контактной линии; Q — сила прижатия катков; К — коэффициент запаса сцепления (коэффициент нагрузки), К= 1,25...2; l — длина контактной линии; ρпр — приведенный радиус кривизны:
;
Enp — приведенный модуль упругости,
;
μ — коэффициент поперечной деформации.
При μ = 0,3 получим условие прочности по контактным напряжениям:
,
где [σH] — допускаемое контактное напряжение для менее прочного материала катков.
Вариаторы
Вариаторы служат для плавного (бесступенчатого) изменения скорости вращения ведомого вала на ходу при постоянной скорости ведущего вала. В зависимости от формы тел качения вариаторы делятся на лобовые, конусные, торовые, дисковые, клиноременные. Основная характеристика вариатора — диапазон регулирования
.
Лобовые вариаторы (рис. 2.3, а) просты, их выполняют реверсивными. При изменении положения ролика 1 меняется радиус ведомого звена. Диапазон регулирования лобового вариатора
.
Конусные вариаторы без промежуточного звена (рис. 2.3, б) по диапазону регулирования аналогичны лобовым и могут обеспечить изменение направления вращения.
Конусные вариаторы с параллельными валами и промежуточным элементом (рис. 2.3, е) могут работать только на ускорение или замедление.
Торовые вариаторы (рис. 2.3, в) состоят из торовых чашек и роликов. Изменение скорости на выходе достигается поворотом осей вращения роликов. Из всех типов вариаторов торовые вариаторы наиболее совершенны, их недостаток — сложность конструкции. Диапазон регулирования торового вариатора
Многодисковые вариаторы (рис. 2.3, г) состоят из пакетов конических раздвинутых дисков, прижимаемых пружинами. Регулирование скорости производится смещением оси ведущего вала относительно ведомого; изменяется величина радиуса контакта.
Рис. 2.3. Схемы основных типов фрикционных вариаторов: а — лобовые; б — конусные; в — хоровые; г — дисковый; д — клиноременные; е — двухконусный; 1 — ролик; Б — быстроходный вал; Т — тихоходный вал
КПД вариатора 0,75...0,85.
Диапазон регулирования дискового вариатора
Вариаторы с раздвижными шкивами и широкими клиновыми ремнями (рис. 2.3, д) просты и надежны. Их выпускают в виде самостоятельных агрегатов или встраивают в машину. Скорость регулируется изменением расчетных диаметров шкивов с помощью осевого перемещения дисков. Диапазон регулирования таких вариаторов
.
Вариаторы стандартизированы, КПД = 0,8...0,9.
Практически для одноступенчатых вариаторов диапазон регулирования Д = 3...8.
Задача 1. Определить основные размеры цилиндрической фрикционной передачи привода транспортера. Передаваемая мощность , и угловые скорости ведущего и ведомого катков.
Дано: Р = 1,5 кВ, = 90 с-1, = 30 с-1.
Порядок решения:
Выбираем материалы катков: ведущий каток – текстолит ПТК, ведомого (большего) катка – чугун С4 – 18.
return false">ссылка скрытаПередаточное число фрикционной передачи
Вращающий момент на ведущем валу
Н/м
Задаемся коэффициент ширины катка = 0,3, коэффициент запаса сцепления k = 1,3.
Допускаемое контактное напряжение для текстолитовых катков = 100 МПа, коэффициент трения текстолита по чугуну ¦ = 0,3. Модули упругости текстолита МПа, чугуна МПа.
Приведенный модуль упругости:
МПа
Находим межосевое расстояние
мм
Определяем основные размеры катков:
диаметр ведущего катка мм
диаметр ведущего катка мм
ширина катков мм
мм.