Задача 1. Применение теоремы об изменении кинетической энергии к исследованию движения механической системы
Каток для раскатывания асфальта (рис. 1) состоит из кузова массой т1 = 3∙103 кг и двух одинаковых барабанов. Масса барабана m2=103 кг, радиус его r=0,5м, а радиус инерции ρ=0,4м. Коэффициент трения качения барабанов fк=9 см. Определить скорость кузова катка после того, как он проехал расстояние S=2 м, начальная скорость катка была равна 0,2 м/с. К ведущему барабану приложен постоянный момент M=4,6 кНм.
Рис. 1 Рис. 2
Решение. Так как в задаче идет речь о конечном перемещении системы, то следует применить теорему об изменении кинетической энергии в интегральной (конечной) форме:
.
Кинетическая энергия системы (поступательно движущийся кузов и совершающие плоское движение барабаны) имеет вид
,
где v — скорость кузова, vС — скорость центра масс барабана, ω — его угловая скорость, JzC = m2ρ2 = 160 кгм2 — момент инерции барабана относительно его оси (проходящей через центр масс).
Кинематические связи определяются тем, что каждый барабан поворачивается вокруг своего мгновенного центра скоростей (точки Р), а именно: vC = ωr; кроме того, v = vC, т. е. ω = v/r. Тогда кинетическая энергия приводится к виду
,
где тпр= 6280 кг — приведенная к кузову масса системы. Начальная кинетическая энергия системы
Дж.
Вычислим теперь величину работы действующих сил (рис. 2).
Внешние силы. Силы тяжести барабанов G2 и кузова G1 работы не совершают, поскольку они перпендикулярны скоростям (и, соответственно, перемещениям) точек их приложения. Также не работают нормальные реакции Rn и R’n и силы трения Frp и , так как всегда равны нулю скорости их точек приложения — мгновенных центров скоростей, и, соответственно, постоянно равны нулю их мощности.
Работу будут совершать моменты сопротивления качению:
и ,
а именно:
,
где
.
Здесь φ — угол поворота барабанов, для которого, интегрируя уравнение кинематической связи ω = v/r с учетом нулевых начальных условий для перемещений s и φ, легко получаем φ = s/r. Тогда
Внутренние силы. Запишем, учитывая, что кузов не вращается, суммарную работу внутренних сил (моментов) М и М’:
.
Тогда сумма работ всех сил запишется в виде
.
Множитель, стоящий в этой формуле перед перемещением s, — это приведенная сила системы
Итак
Дж.
Собирая правую и левую части теоремы, получаем
или Т – 125,6 = 760, откуда
и
Ответ: v = 0,53 м/с.