Структура сознания.

В мировой психологии накоплен богатый материал по исследованию духовного аспекта личности, существует несколько подходов, основанных на различных трактовках структуры сознания. Структура сознания, его природа – один из кардинальных вопросов психологии, который наиболее тесно связан с вопросом духовности человека. Основной вопрос философии: «Что первично – дух или материя?», часто формулируется как: «Что первично – сознание или бытие?». Ученые подчеркивают сложность научного осмысления сознания: «Сознание – это эпифеномен, который ускользает от научного исследования и концептуального анализа, подобно воде, протекающей сквозь сито»[15].

З. Фрейд впервые структурировал сознание человека, выделив область бессознательного.[16] Исследуя неврозы, он обнаружил вытесненные из области сознания эмоции и назвал эту область подсознанием. Чувства, эмоции, темперамент, закрепляются и накапливаются в подсознании человека. Так как З. Фрейд рассматривал в основном патологические случаи, то универсализация его теории привела к умалению возможностей человека.

К.Г. Юнг расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших, личностных уровней, высшие уровни сознания (сверхсознание). Также он показал, что переживание высших уровней имеет терапевтический эффект и более того облагораживает человека, пробуждая в нем творческую энергию.[17]

Процесс обучения, мысли и понимание – все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств, два из которых - зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание (иногда сознательно, иногда минуя сознательный уровень), где приобретает психоэмоциональную окраску (рисунок 2).

 

 


Рис.2Структура сознания человека

 

Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений. Каждый раз, когда мы переживаем эмоциональное состояние, мы тем самым закрепляем более сильную эмоциональную реакцию на будущее.Из этого механизма мы видим, что совершенно необходимо научиться контролировать сознание (ум), чтобы оно не усиливало эмоциональный характер предыдущих впечатлений.

Теперь понятно, что все эмоции, такие, как гнев, жадность, ненависть, страх, зависть и т.д., находятся в подсознании, то есть внутри нас все время. Они часть нашего прошлого. Их нельзя уничтожить, поэтому нам приходится учиться жить с ними[18].

Важно убедиться, что информация получена правильно через органы чувств, что ее можно использовать для позитивного развития сознания ребенка. К сожалению, современных школьников не учат воспринимать информацию правильно (позитивно). Возьмем для примера наши глаза. Свет - это электромагнитная волна, входящая в наши глаза и преобразуемая в импульсы, идущие через нервную систему в наш мозг, и сознание получает изображение, проходящее перед глазами. Посмотрим на рисунок3:

 

Что мы видим? Практически каждый человек скажет: «Я вижу черную точку». Этот ответ показывает причину, по которой человек приходит в замешательство и несчастен. Посмотрим на рисунок еще раз. Настоящая картина такова: «Большое белое пространство с маленькой черной точкой посредине». Проблема в том, что мы в других видим только черную точку и не видим то белое, что окружает все вокруг[19].

Например, современные средства массовой информации интересуются в основном негативными событиями, а о хороших событиях пишут очень мало. Но в действительности есть очень много «белого», а мы этого не замечаем. Мы привыкли концентрироваться на своих проблемах и трудностях и не осознаем то позитивное, что окружает нас, и совсем не видим ту пользу, которую мы можем извлечь из трудностей, ведь именно благодаря трудностям мы растем и совершенствуемся.

Поэтому, следует учиться видеть хорошее во всем, везде, в любое время. Современные психологи ясно заявляют: что мы думаем, тем мы и становимся. Какие мы есть сегодня - это результат того, что мы думали прежде. Значит, когда мы видим плохое и, следовательно, думаем о плохом, мы становимся плохими!

Давайте посмотрим на этот процесс с научной точки зрения. Свет - это энергия, состоящая из электромагнитного поля, колеблющегося с очень высокой частотой. Когда мы спрашиваем ученого: «Содержат ли колебания электромагнитного поля зло?» Ответ, очевидно: «Нет, свет – это только энергия». Почему же мы тогда видим зло, если в наши глаза не входит никакого зла? Причина в том, что это зло является только оценкой воспринимаемой информации, которую дает сам зритель. Когда мы смотрим через красные очки, нам все кажется красным. Не все вокруг красное, но, тем не менее, мы видим все таким[20].

Есть интересная притча, иллюстрирующая этот закон восприятия.В одном городе жили муж с женой. Жена любила смотреть, в окно во двор соседки и каждое утро сообщала мужу, что она увидела: «Наша соседка не умеет стирать. Ее белье всегда грязное!» Все время она только это и говорила. Так продолжалось около месяца, пока однажды она не прибежала к мужу и сказала: «Я не знаю, что произошло, соседское белье такое чистое! Интересно, каким порошком она стирала?» Муж засмеялся и ответил: «Мне надоело слушать одно и то же каждый день, поэтому сегодня я вымыл наши окна. Окна были грязными, поэтому и белье тебе казалось грязным. Сегодня наши окна чистые, поэтому и белье ты видишь чистым и белым!»

Эмоции можно сравнить с темнотой. Когда появляется свет, темнота исчезает. Но на самом деле темноту не уничтожить, только кажется, что она ушла. Подобным образом, если свет исчезает, снова становится темно. Также и наша жизнь должна быть похожа на свет, сиять лучами мира, любви, истины и ненасилия. Мы должны быть постоянно настороже, контролируя свое сознание, и понимать, что эмоции таятся в отдаленной части нашего мозга - в подсознании.

Они всегда готовы выйти оттуда, как только «свет» тускнеет или когда мы теряем самоконтроль. Путь к преодолению эмоций лежит через поиск спокойствия. Спокойствие может быть достигнуто, только когда мы научимся контролировать себя, когда мы утихомирим наш ум. Когда наш ум совершенно спокоен, эмоциональные отклики из подсознания не могут оказать воздействия на сознание.

Эмоция похожа на волну: в первый момент мозг возбуждается, а затем наступает чувство подавленности. Таким образом, чувства счастья и страдания все время сменяют друг друга. Секрет в том, чтобы уменьшить пик и впадину, пока волны не перестанут существовать, и мы не достигнем спокойствия. Преодолеть эмоции - это не значит подавить гнев, жадность, ревность и др., так как, когда мы их подавляем, эмоции накапливаются и, в конце концов, вырываются на поверхность.

Многие люди, подавляющие свои эмоции, становятся совершенно подавленными, приходят в замешательство, их сознание становится разбалансированным, происходят нервные срывы. Итак, никогда не подавляйте эмоции.

return false">ссылка скрыта

Но когда подсознание посылает эмоциональный отклик, следует улыбнуться и осознать, что, хотя и кажется, что он идет извне, на самом деле он находится внутри нас. Поскольку нам приходится жить с эмоциями, то, чем скорее мы признаем их и станем друзьями с ними, и не будем с ними бороться, тем скорее мы сможем жить в мире с ними.

Таким образом, в процессе преподавания предмета «Самопознание» важно использовать современные психологические знания и учить детей правильно воспринимать информацию, то есть учить контролировать эмоции, развивать позитивное и различающее мышление. Также очень важно очищение и расширение сознания всех участников педагогического процесса изучения самопознания.

Очищение сознания. Как очистить наше сознание? Приведем пример.

- Как очистить грязную воду в стакане, если нельзя сразу всю её вылить?

- Надо подставить стакан под поток чистой воды и постепенно вода в стакане очистится.

Действительно, к сожалению, сознание современных школьников загрязнено негативной информацией, идущей с экранов телевизоров, компьютеров, а иногда из уст сверстников, родителей, и что греха таить, зачастую и учителей. Мы не можем сразу убрать всю эту информацию. Но мы можем постепенно вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей. Когда мы вносим эти ценности в нашу жизнь, то негативные качества и эмоции теряют свою силу и власть над нами и постепенно исчезают. Таким образом, подобно стакану воды под краном сознание учащихся будет очищаться. Вот несколько практических способов, чтобы достичь спокойствия и преодолеть наши эмоции[21]:

1.Практикуйте позитивный настрой каждый день. Это прямой, непосредственный метод для успокоения и контролирования сознания и для осознания мира.

2.Попробуйте излучать любовь ко всем людям на протяжении дня.

3.Перед тем как лечь спать, потратьте несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы сделали за день, и примите решение достичь большего.

4.Контролируйте гнев. Всегда помните, что когда человек ругает, оскорбляет нас, он помогает нам научиться на собственном опыте контролировать свой гнев. Он - наш учитель. Когда начинаете чувствовать злость, то:

- выпейте стакан холодной воды

- посмотрите на свое лицо в зеркало

- спокойно полежите

- покиньте место, где вы испытываете гнев.

5.Произнесите вслух какое-нибудь имя или слова, являющееся священными или утешительными для нас.

6.Пойте песни, возвышающие и облагораживающие душу, и песни, проникнутые общечеловеческими ценностями.

7.Найдите хорошую компанию.

8.Научитесь давать спокойствие другим, служите и утешайте других.

9.Научитесь хранить тишину. Говорите мягко и с доброй интонацией. Говорите только хорошее. Если мы не можем сказать ничего полезного, лучше помолчать.

10. Следите за дыханием: дышите медленно, глубоко и ритмично все время и будьте бдительны ко всему, что мешает следовать этому образцу. Спокойствие очень сильно связано с дыханием: злой или слишком эмоциональный человек будет дышать очень быстро, в то время как человек, умеющий созерцать и проникнутый спокойствием, будет дышать медленно. Глубокое и ритмичное дыхание поможет нам обрести самоконтроль, хладнокровие и спокойствие.

11. Старайтесь придерживаться общечеловеческих ценностей в повседневной жизни.

12. Развивайте различающее мышление.

Это только некоторые способы для достижения спокойствия. Следует проанализировать их и выбрать те, что подходят для нас. Как говорили древние мудрецы: «Пусть будет мир и пусть он начнется с меня!»

Расширение сознания. Необходимо расширять сознание учащихся от я до мы. От мы – семья, до мы – общество; от мы – общество, до мы – государство; от мы – государство, до мы – человечество.

Методические приемы, которые мы можем для этого использовать, подробно описаны во второй части данного методического пособия.

Позитивное мышление подразумевает развитие позитивного отношения к себе, людям, различным жизненным ситуациям. Сила позитивного мышления описана в психологической литературе (А.Г. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн). Нравственно-духовное образование должно способствовать развитию позитивного мышления, так как дает понимание осмысленности происходящего. Действительно, если все взаимосвязано, и внешние события отражают внутренний мир человека, то когда происходит что-либо нежелательное в жизни, следует подумать о том, что позитивно в данной ситуации, в чем смысл происходящего и каков обучающий урок для человека. Во всем есть мораль, способная научить нас, и мы должны правильно все видеть, чтобы помочь себе развиться. Если мы видим черную точку, окруженную белым пространством, мы должны разобраться в этом, а не давать сразу отрицательный ответ. Мы не должны поспешно порицать и судить то, что нам показалось плохим, т.к. мы не только омрачаем наше сознание, но и упускаем шанс познать что-то. Мир – это великий университет. В природе все может научить нас – облака, дождь, солнце, горы, океан, животные, ветер, деревья и т.д. Все вокруг может учить нас.

Заметим, что если мы указываем в осуждение пальцем на кого-то, мы теряем возможность совершенствоваться. Следует всегда помнить, что если мы указываем одним пальцем на других, тремя другими пальцами мы указываем на себя (рисунок 4). Фактически, мы порицаем самих себя.

Наши уши также должны слышать только хорошее, не обращая внимание на то, какие звуки поступают в них. Также как зрение - это видимый глазами свет, так и звук - всего лишь воздушные колебания (волны), поэтому они не содержат зла как такового. Какой бы звук мы ни слышали, мы можем использовать его для своего воспитания и развития.

Когда кто-то использует нецензурные выражения или критикует нас, нельзя позволять этому нарушать внутренний покой. Если это происходит, то только из-за эмоций, возникающих в нашем подсознании. Таким образом, нам надо преодолеть свои эмоции. Человек, критикующий нас, фактически, предоставляет нам возможность контролировать наши эмоции. Без его помощи у нас не было бы необходимого опыта, чтобы преодолеть собственные слабости. Итак, на самом деле, он - наш учитель, и мы должны думать о нем с любовью и не злиться на него[22].

Метод позитивного мышления подробно описан во второй главе данного методического пособия. В третьей главе пособия приведен пример урока на развитие позитивного мышления.

Различающее мышление подразумевает способность к различению между истинным и ложным, между вечными ценностями и временными с предпочтением истинного и вечного. И.А. Ильин полагал, что каждый человек духовен, так как он живет не только внешним, чувственно-материальным миром, но и внутренним опытом, умеет отличать нравящееся, приятное от того, что на самом деле хорошо, объективно истинно, и, различая, «прилепляться» к совершенному, предпочитать его, и в случае надобности умереть за него[23].

Таким образом, преподавание самопознания происходит через изменение сознания, то есть осознание того, что наша истинная природа – это духовность, общечеловеческие ценности и что жить в соответствии этими ценностями для нас естественно как дышать.