Осмотр тяговых электродвигателей.

В процессе эксплуатации электровоза и после срабатывания защиты локомотивные бригады систематически осматривают тяговые двигатели, вспомогательные машины и прочее оборудование. При возникновении во время работы вспомогательных машин ненормального шума немедленно отключают неисправную машину и принимают меры но устранению дефекта на месте или в депо. В случае появления запаха горящего масла, резины или дыма останавливают поезд, опускают токоприемник и устраняют причину появления этих признаков ненормальной работы оборудования.

Во время стоянок при опущенном токоприемнике периодически проверяют нагрев буксовых, моторно-осевых и якорных подшипников. Температура у всех подшипников должна быть примерно одинакова. Резкое повышение температуры нагрева подшипника свидетельствует о его ненормальной работе. Повышенный нагрев моторно-осевого подшипника устраняют перезаправкой шерстяной подбивки с последующим добавлением смазки. Сильно обгоревшую подбивку, загрязнившуюся или с частицами баббита, заменяют или тщательно промывают керосином. Ревизию перегревшихся подшипников мотор-компрессоров, мотор-вентиляторов, тяговых двигателей и буксовых производят в депо. Неисправный двигатель необходимо сразу же отключить. Охлаждать подшипники водой или снегом не допускается. Тщательный осмотр тяговых электродвигателей следует производить не реже одного раза в неделю. Для осмотра локомотив ставят на смотровую канаву (обычно он совмещается с экипировкой), открывают верхние и нижние смотровые люки для проверки состояния коллектора и щеток.

При опорно-осевой подвеске тяговых электродвигателей, при которой они подрессорены только наполовину, повышенная вибрация неизбежно сказывается на работе щеточного устройства. Поэтому при осмотре обращают внимание, есть ли следы выкрашивания щеток на нижних крышках. Если на них обнаруживают большой слой угольной пыли или крошки, то щетки осматривают, чтобы найти и заменить вышедшие из строя. Разрешается оставлять щетки с отколами, не превышающими 5 % площади их контактной поверхности. С уменьшением этой площади возрастает плотность тока, т. е. увеличивается искрение под щеткой, что может привести к круговому огню. Проверяют состояние шунтов, их крепление к щеткодержателям, и состояние перемычек и изоляторов. Если во время работы были частые случаи боксования колесных пар, то машинист обязан сделать соответствующую запись в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152) и сообщить об этом принимающей локомотив бригаде. При осмотре якорей тяговых электродвигателей надо тщательно проверить состояние якорных бандажей. На ослабление бандажей из-за боксования колесных пар указывает деформация скоб, припаянных к бандажной проволоке. Перед закрытием люков все крышки протирают чистой салфеткой.

Во время наружного осмотра тяговых электродвигателей проверяют состояние якорных и моторно-осевых подшипников и подвески. Нагрев подшипников определяют на ощупь. Допустимая температура нагрева якорных подшипников 80 оС, а моторно-осевых - 60 °С. Повреждение якорного подшипника можно обнаружить визуально по копоти, обгоранию краски, а также по запаху горелого масла. В моторно-осевых подшипниках проверяют щупом уровень смазки и обстукиванием головок болтов - крепление шапок к остову. Всегда следует обращать внимание на состояние соединительной «гармошки», через которую охлаждающий воздух поступает в тяговый электродвигатель. Ослабление крепления «гармошки» или повреждение ее может повлечь за собой перегрев электродвигателя. Обстукиванием молотком проверяют крепление главных и добавочных полюсов. Об ослаблении полюсов свидетельствуют трещины на поверхности компаундной массы, используемой для заливки головок крепежных болтов. Легким покачиванием проверяют крепление выводных кабелей.