Нравственно-духовного образования «Самопознание»

Современное человечество вошло в третье тысячелетие с ясным представлением об опасности интеллекта, не обремененного нравственными критериями, и пониманием того, что идеология потребителя наносит ущерб духовному развитию личности и добрые перемены в мире немыслимы без участия каждого из нас. В свое время Д.И.Менделеев сказал: «Знания в руках необлагороженного человека – то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Позже, Д.С.Лихачев, так прокомментировал это высказывание: «Знания бездуховных начал вредны. А учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодня – именно сегодня – ту пользу, которая нужна обществу, нужна нашим детям»[5]. Сегодня эти высказывания становятся ещё более актуальными.

Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева писала:«Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… Или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать себя – должен каждый»[6]

Древнегреческие мудрецы призывали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Познаешь себя – познаешь жизнь. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой (Сократ, аль-Фараби, Абай Кунанбаев, Л.Н. Толстой, Шакарим Кудайбердиев, Ыбрай Алтынсарин и др.) Предмет «Самопознание» призван помочь подрастающему поколению осознать своё высшее духовное начало. Для того чтобы понять как это можно сделать, рассмотрим некоторые ключевые понятия дисциплины «Самопознание».

Духовность. Нравственность. Гуманность. Их взаимосвязь.Впрограмме НДО «Самопознание» происходит восстановление духовной основы процесса воспитания и образования в целом. В современном обществе назрела насущная необходимость вернуть понятию «духовность» статус объективной реальности не менее важной для человеческого развития, чем материальная реальность.

С точки зрения аксиологического и антропологического подходов, базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность, нравственность и гуманность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность и гуманность) и внутренне (духовность). До недавнего времени достаточно полно и глубоко были исследованы социальные аспекты нравственности как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу (Е.В.Бондаревская[7], Т.И.Власова[8], Т.И. Петракова[9] и др.), интерес к ее метафизическим корням усилился в последнее время.

Нравственность (или мораль) представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания и является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.Нравственность не исчерпывается традициями и обычаями, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение, прежде всего, в идеалах добра и зла. Она включает также соответствующее понимание назначения человека и смысла его жизни, выраженное в ценностном понимании.

Для объективного рассмотрения данной проблемы очевидно, что невозможно установить правильного понятия о нравственном и безнравственном, если не рассматривать вопроса, что такое человек по своей природе, по своим отношениям ко всему сущему и по конечной цели своего бытия.

Понятия «духовность» и «нравственность» тесно связаны между собой: идеалы добра и зла, являются категориями духовности. Понимание духовности исходит из понятия «Дух», что означает абсолютную любовь, абсолютную чистоту. В этом понятии нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени имеет осознанное видение себя: кто я? Каков я на самом деле? Духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, у такого человека нет стимулов к самосовершенствованию, исправлению себяи самопознанию.

Нравственность неразрывно связана с духовностью и, лишённая своей вечной духовной основы, становится неустойчивой. Изъятие из образования и воспитания духовной основы схоже с беспечным строительством дома на песке. Возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем. Более того, душевные способности, в данном случае, станут лишь средствами достижения материальных благ. С таким смыслом воспитательный процесс носит прагматический характер, не сочетаемый с нравственным основанием, но если принять за основу ценность духовного начала человека, то меняется шкала жизненных ориентиров.

Нормы духовной нравственности описаны в Коране, Библии, других священных писаниях. Основные характеристики духовности – стремление к познанию истины, терпение, милосердие, спокойствие, ненасилие и любовь (как высшая способность и потребность человека). Таким образом, нравственность имеет своим источником духовность и является ее внешним проявлением. В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовностьэто то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, материальным расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности.

Духовность(духовная реальность)- это объективная реальность, онтологическая данность, которая не является производной человеческой деятельности, это единая, универсальная сущность всей Вселенной и каждого человека. Во Вселенной Духовная реальность проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в совокупном сознании человечества проявляется как общечеловеческие ценности. Различна степень осознания человеком духовного уровня своего бытия. Уникальность человеческого существования заключается в том, что только человек, используя свой разум, может осознать свою духовную природу и сущностное родство со всей Вселенной. Осознав себя как духовное существо, человек начинает путь духовно-нравственного преображения.

Иными словами, духовность –это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность.Духовность всегда предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремленность к избранным целям (ценностям). Заметим, что слово «человек» состоит из двух корней «чело» и «век». Чело – это лик, личность, а век – это вечность, то есть смысл слова «человек» можно понимать как личность, в которой отражается вечность. Если продолжить ассоциативный ряд, то человек – это конечное в котором отражается бесконечное.

Здесь следует отметить исследования философской школы Казахстана А.Д. Нысанбаева, А.Г. Косиченко, Г.Г. Соловьевой и других: «духовное не порождается ни в одной из форм непосредственной жизнедеятельности человека, оно присутствует в человеке до всякого человеческого действия; … духовное не выводимо из мира, но мирское бытие играет какую-то духовную роль; знание и мудрость следуют за духовностью. …Философии, как любви мудрости, следует не констатировать факт разрыва материальной и духовной составляющей человека, а совершить дело воссоединения духа и материи, бытия и смысла, сущего и должного; всё человеческое бытие пронизано духом, и вся жизнедеятельность человека одухотворена…».[10]

return false">ссылка скрыта

В.П. Зинченко говорит о психологической педагогике, как о педагогике, признающей реальность души и духа. «Не давая определения души, зафиксируем, что душа и дух есть реальность. Они не менее объективны, чем так называемое объективное, например, материя (в философском смысле)»[11].

В современном учебнике по философии А.Г. Спиркин предлагает следующее понимание человека: «Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения»[12].

В.Ю. Дунаев полагает, что очень важно «напомнить учащемуся, что он несет в себе универсум», помочь «пробудить внутренний дух, содержание, которое есть у каждого, но скрыто за шелухой фальшивого и наносного».[13]

Если духовность характеризует высшие, внутренние устремления личности, то нравственность – сфера ее внешних связей: отношений с людьми и обществом, что, в свою очередь, связано с гуманностью.

Гуманность – одна из важнейших общечеловеческих норм нравственности. Без ее сформированности не может быть и речи о выработке более сложных нравственных, гражданских качеств. Внутренним содержанием, источником гуманности выступает, в свою очередь, духовность, связанная с общечеловеческими ценностями и смыслами, являющимися основным объектом аксиологической науки.

Гуманистическая направленность обучения меняет традиционное представление о цели воспитания, основным компонентом которой является ориентация на приобретение систематизированных знаний, умений и навыков. В современных условиях в процессе обучения важна ориентация на личность учащегося, его нравственно-духовное образование наряду с развитием эстетических вкусов и физических данных. Это означает, что в основе обучения должен лежать личностно-ориентированный подход, цель которого заключается не в формировании и даже не в воспитании, а в поддержке развития духовно-нравственного начала в человеке.

На основании вышеизложенного, предлагаем следующее определение нравственно-духовного образования.

Нравственно-духовное образованиеэто целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих, раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющее целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.

Нравственно-духовное образование основано на взаимодействии учитель-ученик, в котором должна происходить трансформация не только ученика, но и учителя как субъектов собственного духовного поиска. Учитель стимулирует личностное восхождение ученика посредством своего примера и создания условий для духовно-нравственного развития – это является основой методики преподавания самопознания, как нравственно-духовного образования.

Измерение духовности помогает вернуть основным педагогическим понятиям их сокровенный смысл. В Манифесте гуманной педагогики было предложено вдохновляющее созвездие священных для каждого педагога понятий[14].

Учитель – душа, носитель и даритель Света.

Ученик – душа, ищущая, жаждущая Свет.

Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и направляется дальше дляраспространению по миру своих даров духа.

Воспитание – питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей.

Образование– это таинство раскрытия высшего образа в человеке.

Школа(лат. scalae) – это лестница для восхождения души человека.

Вдохновение – вдох нового.

Попробуем также вдохновенно и четко определить понятие «урок самопознания».

Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но и, прежде всего, осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество трансформации личности.

Урок самопознания – это особая полоса совместной возвышенной жизни, в которой происходит преображение не только ученика, но и учителя. Растущий человек-ученик наполняется Светом от мыслей, слов и дел учителя, открывает свою истинную духовную природу, воодушевляется и распространяет по миру свои дары духа. Урок самопознания позволяет раскрыть сердце и дать питание духу ученика и учителя.

Для того чтобы понять как осуществить нравственно-духовное образование через предмет «Самопознание» определим психологические основы методики преподавания самопознания.

Психологические основы методики преподавания предмета «Самопознания».Процесс нравственно-духовного образования (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование для ума). Прежде всего, тем, что нравственно-духовное образование это – внутреннее образование. Внешнее образование означает успех во внешней жизни. Внутреннее образование означает нравственность в жизни. Успех – это наше осознанное или неосознанное возвеличивание самих себя. Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и возрастает.

Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», мы рассмотрим структуру сознания и то, каким образом наше сознание получает и перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира.