МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ.

Модуль-2.

Патофизиология органов и систем

 

Г.СИМФЕРОПОЛЬ – 2012 г.

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

Д.м.н., профессор А.В. Кубышкин, д.м.н., профессор В.З. Харченко, к.м.н., доценты П.Ф. Семенец, В.Ф. Веселов, Ю.И. Шрамко, к.м.н., ассистенты И.И. Фомочкина, Л.Л. Алиев, Л.В. Анисимова, ассистенты В.В. Щербак, С.В. Литвинова, Ю.А.Ермола.

 

Рекомендовано к изданию Координационным учебно-методическим Советом Крымского государственного медицинского университета

им. С.И. Георгиевского.

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор Шаповалова Е.Ю.

доктор биологических наук, профессор Евстафьева Е.В.

Учебное пособие по курсу патофизиологии.Модуль-2. Патофизиология органов и систем \ Под редакцией доцента П.Ф. Семенца.-Симферополь, 2012г.- 306с.

 

Навчальний посібник по курсу патофізіології.Модуль-2. Патофізіологія органів і систем.\Під редакцією доцента П.Ф. Семенця.-Симферополь, 2012 р.- 306с.

 

 

Предлагаемое учебное пособие написано с целью помочь студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и лицензионному экзамену "Крок-1" по патофизиологии, которая является основой клинического мышления.

Представленный в пособии материал поможет студентам восстановить знания по основным функциональным и биохимическим показателям здорового человека, что будет способствовать расширению знаний о механизмах развития типических патологических процессов на молекулярном, органном и системном уровнях.

В сборнике представлены вопросы по основным разделам общего и частного курса патофизиологии и в соответствии с учебной программой для студентов медицинских ВУЗов, утвержденной Министерством охраны здоровья Украины (Киев, 2010).

При обсуждении вопросов на практических занятиях студент должен уметь объяснить этиологию, патогенез и основные принципы патогенетической терапии изучаемых патологических процессов и болезней, а также решать ситуационные задачи и тесты. Вопросы, вынесенные в раздел «самостоятельная работа студентов», являются частью Учебного плана, осваиваются в свободное от обязательных занятий время и выносятся на итоговый контрольнаряду с учебным материалом, который осваивался в процессе практических занятий.

Полученные знания должны способствовать успешному овладению клиническими дисциплинами.

АВТОРЫ

 

Пояснительная записка

 

Патологическая физиология – это наука о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Среди основных задач патологической физиологии главное место занимает выяснение причин и условий возникновения болезней (этиология), определение ведущих механизмов их развития и отдельных проявлений на разных уровнях организации живых объектов от молекулярного уровня до организма в целом (патогенез).

Патологическая физиология как учебная дисциплина предусматривает формирование теоретических основ для глубокого понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов профилактики и патогенетического лечения болезней. Эта цель означает особое место патофизиологии в системе подготовки врача любой специальности и требует всестороннего интегрирования с другими учебными дисциплинами. Такое интегрирование должно выполняться, минимум, в четырех направлениях.

Патофизиология как учебная дисциплина:

а) базируется на понимании студентами основных положений и знаний по анатомии, гистологии, медицинской биологии, физики, бионеорганической, биоорганической и биологической химии, биологии (общей, молекулярной и медицинской), нормальной физиологии, микробиологии, и интегрируется с этими дисциплинами, а также с патоморфологией и фармакологией;

б) создает теоретические основы для овладения студентами клинических дисциплин (внутренние болезни, хирургия, акушерство и др.), которые предусматривают как интеграцию преподавания по основным клиническим дисциплинам, так и получение глубоких знаний по патофизиологии, умение использовать эти знания в процессе дальнейшего изучения и в процессе профессиональной деятельности для решения клинических проблем;

в) развивает специальные способности клинического мышления;

г) обеспечивает возможность диагностики, лечения, осуществления профилактики возникновения и развития заболевания.

Организация учебного процесса осуществляется по кредитно-модульной системе соответственно к реализации положений Болонской декларации в системе высшего медицинского и фармацевтического образования.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:конечная цель изучения патофизиологии определяется на основании образовательно-профессиональной программы подготовки по специальности «врача» соответственно к блоку ее смыслового модуля и является основой для построения смысла учебной дисциплины.

На основе конечных целей каждого модуля или смыслового модуля сформулированы конкретные цели в виде определенных умений (действий), целевых заданий, обеспечивающих достижения конечной цели изучения дисциплины.

КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПАТОФИЗИОЛОГИИ:

· Трактовать основные понятия общей нозологии: болезнь, патологический процесс, типичный патологический процесс, патологическая

· реакция, патологическое состояние, этиология, патогенез.

· Интерпретировать причины, механизм развития, проявления и последствия типичных патологических процессов и наиболее распространенных заболеваний.

· Анализировать и делать выводы относительно причин и механизмов функциональных метаболических и структурных нарушений органов и систем организма при заболеваниях;

· Понимать значение патофизиологии для медицины, ее место в системе медицинских знаний, иметь представление о ее становлении, основные этапы развития.

· Уметь оценивать и обособлять роль этиологических факторов, факторов риска и условий в возникновении и развитии болезней;

· Применять знания о «истинно патологическом» и «защитном» в патогенезе, его главные и второстепенные звенья с целью диагностики и лечения;

· Анализировать причинно-следственные связи в патогенезе, в том числе путем формирования порочных кругов;

· Быть способным объединить достижения клинических исследований и современных экспериментальных подходов при решении актуальных проблем этиологии и патогенеза заболеваний;

· Использование знаний по патофизиологии для анализа и оценки состояния организма, нарушений деятельности его органов и систем с целью дальнейшего планирования диагностических исследований, лечебных и профилактических приемов.

· Быть способным объединять разные подходы (принципы) для классификации заболеваний

· Применять знания патофизиологии для пропаганды здорового образа жизни, а так же для профилактики возникновения и развития болезней.

После окончания курса обучения студент УМЕТЬ:

· Анализировать роль факторов окружающей среды и внутренних факторов в возникновении болезней.

· Отличать разрушительные явления и защитные (приспособительные и компенсаторные) реакции в развитии патологических процессов и болезней.

· Определять ведущее звено патогенеза болезней и причинно-следственные связи между отдельными патогенетическими механизмами;

· На основании данных функциональных и биохимических исследований делать выводы о характере патологических изменений в организме и возможных механизмах их развития;

· Пользоваться приобретенными ранее знаниями о свойствах факторов окружающей среды и закономерностях жизнедеятельности здорового организма для освещения проблем этиологии и патогенеза;

· Самостоятельно производить самые простые экспериментальные исследования на животных;

· Выполнять поиск необходимой научной информации в литературных источниках;

 

БЫТЬ ПРОИНФОРМИРОВАННЫМ О:

· Основных правилах планирования, проведения экспериментальных исследований и методах анализа полученных результатов;

· Современных методиках моделирования патологических процессов и болезней;

· Основных патогенетических способах предотвращения и лечения патологических процессов и самых распространенных болезней человека;

· Современных направлениях и тенденциях развития патофизиологических исследований.

(Из программы по патофизиологии,

утвержденной МОЗ Украины.

Киев – 2010 г.)

 

Программа дисциплины структурирована на модули (логически завершенные части учебной программы), в состав которых входят смысловые модули. Смысловые модули структурируются по темам.

Объем учебной нагрузки студентов определяется в кредитах ECTS – зачетных кредитах, которые засчитываются студентам при успешном усвоении ими соответствующего модуля (зачетного кредита).

Программа по патофизиологии содержит 2 модуля:

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ.

Смысловые модули:

1. Общая нозология – общее учение о болезни, этиологии и патогенезе. Патогенное действие факторов внешней среды. Роль внутренних причин в патологии.

2. Типовые патологические процессы.

3. Типовые нарушения обмена веществ.