Геометрические условия нормальной работы кранов и подкрановых конструкций
Траектория движения кранов в идеальном случае представляет собой прямую линию, параллельную оси пути. Для обеспечения идеальных условий эксплуатации кранов и подкрановых конструкций подкрановые пути должны отвечать следующим требованиям:
1) подкрановые балки должны быть горизонтальны и параллельны;
2) рельсы должны быть прямолинейны, параллельны, горизонтальны и лежать в одной плоскости;
3) расстояние между осями рельсов (ширина колеи) должно соответствовать номинальному расстоянию между вертикальными осями колес кранов, т.е. длине пролета (ширине колеи) кранов;
4) смещение осей рельсов и балок (эксцентриситет) должно быть номинальным.
Эти требования обусловлены влиянием геометрии подкрановых путей на условия работы кранов. Под геометрией подкрановых путей подразумевается фактическое значение параметров, определяющих планово-высотное положение путей, – расстояние между осями рельсов, прямолинейных рельсовых осей, продольные и поперечные уклоны.
Вследствие погрешностей монтажных работ подкрановые пути часто не соответствуют указанным требованиям. Кроме того, при эксплуатации путей в результате силового воздействия кранов на подкрановые конструкции, осадок фундаментов, опор происходит деформация подкрановых конструкций, износ и другие изменения, вызывающие дополнительные отклонения их параметров от проектного значения. Такие отклонения нарушают нормальную работу кранов и подкрановых конструкций
При движении кранов по путям, имеющим искривления и непараллельность рельсов, отклонения ширины колеи от проектного значения, изменяется направление движения кранов, а возникающие боковые силы создают сопротивление движению. Силовые воздействия кранов, передаваемые через подкрановые балки на основные конструкции знания снижают его эксплуатационные качества.
Горизонтальные (боковые) усилия, обусловленные перекосом кранов, приводят к разрушению путей, подкрановых балок, их креплений, к появлению трещин в подкрановых балках, консолях и т.п. При этом ускоряется износ рельсов и колес кранов – в результате требуется внеплановый ремонт.
Значительные отклонения ширины колеи от номинального значения и криволинейность рельсов являются причиной схода кранов с рельсов.
Сверхнормативные поперечные уклоны пути приводят к неравномерному распределению нагрузки на опоры, что создает неравномерные тормозные усилия и ведет к перекосу кранов.
Многолетней практикой и специальными исследованиями установлены предельные значения допустимых отклонений геометрических параметров подкрановых путей от проектных значений, не вызывающие существенных нарушений условий работы кранов и мало влияющих на траекторию их движения. В табл.9 приведем допуски на изменение соответствующих параметров подкрановых путей при их устройстве и в период эксплуатации (в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»).
Геодезические работы при устройстве наземных подкрановых путей:
– вертикальная планировка земляного полотна под рельсовый путь (техническое нивелирование);
– исполнительная высотная съемка по окончании земляных работ;
– разбивка оси пути;
– контроль ширины колее по всей длине пути;
– нивелирование головок рельсов;
– разбивка криволинейных путей.
Таблица 9
№ п/п | Допуски | Мостовые краны | Башенные краны | Козловые краны | Портальные краны | Мостовые перегружатели | |||||
укладка | экспл. | укладка | экспл. | укладка | экспл. | укладка | экспл. | укладка | экспл. | ||
1. | Разность отметок головок подкрановых рельсов в одном поперечном сечении, мм: – на опорах – в пролетах | 10-25 | 25-60 | - | - | - | - | - | - | ||
2. | Разность отметок головок подкрановых рельсов на соседних колоннах при расстояниях между колоннами, мм: – до 10 м – более 10 м, – максимальный допуск | 1:1000 | - - | - - | - - | - - | - - | - - | - - | - - | |
3. | Отклонение в расстоянии между осями подкрановых рельсов, мм | ||||||||||
4. | Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте, мм | ||||||||||
5. | Отклонение рельса от прямой линии, мм: для мостовых кранов –на участке 40 м, для остальных – на участке 30 м | - | - | ||||||||
6. | Зазоры в стыках рельсов | ||||||||||
7. | Разность отметок головок рельсов на длине 100 м подкранового пути, мм | - | - |
Геодезические работы при устройстве надземных подкрановых путей:
– разбивка, перенесение и фиксация рельсовых осей;
– вынос проектной отметки на уровень путей;
– геодезическое обеспечение монтажа подкрановых рельсов.